Дхарма: три освобождения
Такой взгляд на обусловленное существование, на жизнь как непременно подверженную страданию, непостоянству, пустоте от самобытия, называется випашьяна (на санскрите) или випассана (на пали), что переводится как «проникновение».
Проникновение – это не просто интеллектуальное понимание. Его можно развить только на основе контролируемого, очищенного, возвышенного, сосредоточенного, целостного ума – другими словами, посредством практики медитации. Проникновение – это прямое интуитивное восприятие, которое имеет место в глубинах медитации, когда обычные процессы ума временно прекращаются. Предварительное интеллектуальное понимание этих трех характеристик, несомненно, помогает, но в конечном счете проникновение – это то, что выходит за пределы интеллектуальных измышлений ума.
Поэтому в медитации, посредством проникновения, вы видите, что все без исключения, что вы ощущаете пятью чувствами и умом – все, что вы ощущаете, чего касаетесь, что обоняете, пробуете на вкус, что видите и о чем думаете – обусловлено, подвержено страданию, непостоянно, лишено самобытия. Когда вы смотрите на вещи таким образом, вы ощущаете то, что с формальной точки зрения называется антипатией или отвращением, и вы отворачиваетесь от обусловленного. Важно заметить, что это духовное переживание, а не просто психологическая реакция: вы отворачиваетесь не просто потому, что лично вы отвергаете подобные вещи, а потому, что вы видите, что обусловленное само по себе не заслуживает того, чтобы им обладать. Когда этот поворот от обусловленного к Необусловленному имеет место сознательно, говорят, что вы вступаете в «поток», ведущий к нирване.
Здесь нужно предостеречь вас от недопонимания. Некоторые школы рассматривают обусловленное и Необусловленное, как будто они – два совершенно отличных друг от друга предельных принципа в своего рода философском дуализме. Но все обстоит не так. Не то чтобы обусловленное было по одну сторону, а Необусловленное – по другую, а между ними была огромная пропасть. Они больше напоминают два полюса. В некоторых школах буддизма даже говорится, что Необусловленное – это и есть обусловленное, когда оно рассматривается в своей предельной глубине или, так сказать, на новом, более высоком уровне. Необусловленное достигается достаточно глубоким знанием обусловленного, когда вы устремляетесь к сути обусловленного, доходите до самого дна и, так сказать, выходите с другой стороны. Другими словами, обусловленное и Необусловленное – это, в некотором роде, две стороны одной и той же монеты.
Эта точка зрения, в которой очень важно разобраться, является центральным положением общего для всех школ учения, называемого «три вимокши», или «освобождения». Их также иногда называют тремя самадхи, или тремя вратами, через которые мы можем вступить в Освобождение.
Первое из этих освобождений – апранихита, «лишенный цели» или «беспристрастный». Это состояние ума без отклонений в каком-либо направлении, без симпатий и антипатий, совершенно спокойное и уравновешенное. Таким образом, это «приближение» к Необусловленному, но это приближение, достигаемое, когда вы не идете ни в каком определенном направлении. Вы хотите пойти в определенном направлении, только когда у вас есть представление об этом направлении и желание туда идти. Если нет никакого особого направления, в котором вы бы хотели отправиться, тогда вы просто, так сказать, остаетесь в покое. Это состояние можно сравнить с совершенно круглой сферой на совершенно ровной поверхности. Поскольку поверхность абсолютно ровна, совершенная сфера никуда не катится. Вимокша отсутствия направления это напоминает. Это состояние абсолютной беспристрастности, в котором у человека нет эгоистических мотивов для того, чтобы что-то делать – или даже чтобы ничего не делать. Поэтому это способ приблизиться к реальности, к Просветлению.
Второе освобождение, вторые врата в Необусловленное, – это анимитта, «беззнаковость». «Нимитта» буквально означает «знак», но это также может означать слово или понятие, поэтому анимитта – приближение к Необусловленному путем выхода за пределы всех слов и всех мыслей. Это совершенно особый опыт. Когда вы его испытываете, вы осознаете, что все слова, все понятия совершенно не соответствуют действительности. Не то чтобы они не слишком достоверны, но на самом деле они ничего не значат. Это еще одни врата, через которые можно вступить в абсолютное, Необусловленное. Анимитта – это состояние, в котором отсекаются все концепции о реальности. Другими словами, человек не думает о реальности. Я не имею в виду «не думает» о ней, как люди обычно не думают о реальности. В конце концов, мы могли бы сказать, что большинство из нас большую часть времени не слишком задумывается о реальности. Но, достигая этой вимокши, человек, так сказать, достигает уровня реальности, а не думает о реальности. Он осознает, что никакие слова и понятия к ней не применимы; на самом деле, нужно отказаться даже от концепции неприменимости. Это вимокша или самадхи отсутствия знаков или представлений.
А третье освобождение – это шуньята, пустотность или пустота. В этом состоянии вы видите все, так сказать, совершенно прозрачным. Ничто не обладает самобытием, ничто не обладает собственной идентичностью. Говоря языком «Совершенства Мудрости», «Праждняпарамиты», вещи таковы, какие они есть, потому, что они не таковы, какие они есть – это можно выразить только с помощью парадокса. Это вимокша пустоты. Эти три освобождения символизируют различные аспекты Необусловленного, то есть показывают Необусловленное с различных точек зрения, которые также являются разными способами его осознать. Вы можете проникнуть в Необусловленное через невозмутимость, через отсутствие концепций, через пустотность. Однако, как мы уже сказали, вы достигаете Необусловленного, постигая обусловленное в его глубине. Таким образом, можно также сказать, что вы постигаете три освобождения, уделяя внимание трем лакшанам. То есть каждого из трех освобождений можно достигнуть через достаточно глубокое понимание соответствующей лакшаны. Таким образом, сами три лакшаны можно рассматривать как врата к освобождению.
Если вы достаточно глубоко заглянете в по своей сути не приносящую удовлетворения природу обусловленного существования, вы осознаете Необусловленное как невозмутимое. Это произойдет, потому что, когда вы увидите, что обусловленным вещам неотъемлемо присуще страдание, вы потеряете интерес в целях, задачах и стремлениях обусловленного существования. Вы вполне спокойны и уравновешенны, не отклоняетесь в какую-либо сторону, у вас отсутствуют личные желания и побуждения. Следовательно, когда вы погружаетесь в обусловленное через аспект страдания, вы погружаетесь в Необусловленное через аспект невозмутимости.
Или же, когда вы сосредотачиваетесь на обусловленном как непостоянном, изменчивом, лишенном устойчивой идентичности, тогда, погружаясь в суть этого и, так сказать, выходя с другой стороны, вы постигаете Необусловленное как лишенное знаков. Вы осознаете пустоту всех концепций, выходите за пределы всех мыслей, вы постигаете, если хотите, «вечное» – но не то вечное, которое длится во времени, а то, которое выходит за пределы времени.
И, в-третьих, если вы сосредотачиваетесь на Необусловленном как лишенном самости, лишенном индивидуальности, лишенном «я» и «ты», лишенном «моего», вы приближаетесь к Необусловленному, осознаете Необусловленное как шуньяту, как пустотность. Что такое «пустотность», мы еще рассмотрим.
Однако целью текущей главы было пролить некоторый свет на вопрос о трех лакшанах, трех характеристиках обусловленного существования. Они имеют ключевое значение не только для философии буддизма, но и для духовной жизнь буддиста. Согласно Будде, мы на самом деле не увидим обусловленного существования, пока не научимся видеть его в этом свете. Если мы видим что-то еще, это всего лишь иллюзия, всего лишь проекция. Но как только мы начинаем видеть обусловленное как в своей сути не приносящее удовлетворения, непостоянное и лишенное самости, тогда мало-помалу мы начинаем видеть проблеск Необусловленного, и этот проблеск – и есть наш основной проводник на буддийском пути.
Текстура реальности
Текстура реальности
Страдание
Непостоянство
Три освобождения
Сангхаракшита - что такое Дхарма?
Что такое Дхарма?Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания