Примечания
Ссылки на Нагарджуну – это номера строф из «”Драгоценная гирлянда” Нагарджуны. Буддийские советы для жизни и освобождения», анализ, перевод и редакура Джеффри Хопкинса, «Snow Lion Publications», 2007, ч. 2 «Драгоценная гирлянда советов царю».
1. Нагарджуна, строфа 2.
2. там же, строфа 3.
3. Тибетское Колесо Жизни изображает шесть измерений существования: человеческих существ, богов, асуров или полубогов, животных, существ ада и претов или голодных духов. Согласно традиции, можно переродиться в любом из этих измерений, но, когда карма, приведшая к перерождению в определенном измерении, истощается, можно переродиться в другом. Это учение воспринимается буквально некоторыми буддистами, а другими – метафорически или психологически. Дальнейшую информацию можно найти, к примеру, здесь: Кулананда, «Колесо Жизни», «Windhorse Publications», 2000.
4. Нагарджуна, строфы 143-145.
5. Там же, строфа 4.
6. Там же, строфа 7.
7. Там же, строфы 275-282.
8. «Арьяпариесана-сутта», «Мадджхима-Никая», ст. 168.
9. Нагарджуна, строфа 287.
10. Там же, строфы 22-23.
11. Там же, строфы 130-132.
12. Римлянам 12:20.
13. Нагарджуна, строфа 21.
14. Там же, строфы 174-175.
15. Там же, строфа 133.
16. Там же, строфы 8-9.
17. Десять наставлений описываются в различных местах Палийского канона. См. Сангхаракшита, «Десять столпов буддизма», «Windhorse Publications», 1996, с. 22-29.
18. Нагарджуна, строфы 171-172.
19. Там же, строфа 173.
20. Осознанное дыхание или анапанасати – одна из наиболее распространенных медитаций в буддизме. Подробно об этой медитации и мета-бхаване см., к примеру, у Камалашилы, «Медитация: буддийский путь безмятежности и проникновения», «Windhorse Publications», 1996, или Бодхипаксы, «Дикий ум: пошаговое руководство к медитации», «Windhorse Publications», 2003.
21. Нагарджуна, строфы 283-285.
22. «Дхаммапада» в пер. Сангхаракшиты, «Windhorse Publications», 2001, строфа 100.
23. Там же, строфа 1.
24. «Виная Кулавагга», гл. 7, см. также Бхиккху Нанамоли, «Жизнь Будды», Общество буддийских публикаций, Кэнди, 1984, с. 263.
25. «Ангуттара-Никая», с. 342. Это одна из нескольких сутр, которые обычно называют «Метта-суттой».
26. «Дхаммапада», там же, строфы 137-140.
27. Нагарджуна, строфа 286.
28. Там же, строфа 370.
29. Там же, строфы 256-264.
30. Из семичленной пуджи, читаемой в центрах Буддийской Общины Триратна. Эта строфа – переложение главы 3, строф 20-21 из «Бодхичарья-аватары».
31. Нагарджуна, строфы 289-290.
32. Там же, строфы 307-317.
33. Римлянам, 13:1.
34. Нагарджуна, строфы 148, 150, 169-170.
35. Там же, строфа 8.
36. Там же, строфы 134-135.
37. Там же, строфа 15.
38. Там же, строфы 140-142.
39. Там же, строфа 9.
40. «Саманнапхала-сутта», «Дигха-Никая», 54.
41. См. «Апаньяпака-сутта», «Мадджхима-Никая», 60 (особенно 403-404).
42. Нагарджуна, строфы 43-45.
43. Там же, строфа 46.
44. Там же, строфы 47-51.
45. Там же, строфы 56-57.
46. Там же, строфы 11-13.
47. Там же, строфа 10.
48. Там же, строфы 146-147.
49. Там же, строфа 16.
50. «Веер леди Уиндермир», акт 3.
51. Нагарджуна, строфа 77.
52. Там же, строфа 288.
53. Там же, строфа 24.
54. Псалмы, 36:35.
55. Нагарджуна, строфа 7.
56. Там же, строфы 401-403.
57. Более подробно в книге Сангхаракшиты «Вкус свободы», «Windhorse Publications», 1997.
58. Они перечисляются Нагарджуной в строфах 403-433, но ученые не сходятся в нумерации пятидесяти семи неискусных состояний ума. Дискуссию см. у Джеффри Хопкинса, там же, с. 149.
59. Нагарджуна, строфы 406-412.
60. «Ангулимала-сутта», «Мадджхима-Никая», 86.
61. Уильям Блейк, «Бракосочетание рая и ада».
62. «Почтение можно возбудить в человеке лишь к идеальным истинам, которые всегда ускользают от понимания». Из «Разговора за столом», «Собрание сочинений Сэмюэля Тейлора Кольриджа», «Harper and Brothers», 1853, с. 454.
63. Нагарджуна, строфы 413-415.
64. Там же, с. 17-18.
65. Перевод Кейт Кросби и Эндрю Скилтона, «Бодхичарья-аватара», «Windhorse Publications», 2002, гл. 6, строфа 81.
66. Нагарджуна, строфы 416-422.
67. «Дхаммапада», строфа 121.
68. Нагарджуна, строфы 425-427.
69. Пять нивараний или преград.
70. Нагарджуна, строфы 428-439.
71. Это ключевые учения буддизма. Четыре благородные истины были изложены Буддой в его первой из крупных проповедей после Просветления, «Дхармачаккаппаваттана-сутте» («Самъютта-Никая», 56:11) и состоят в следующем: (1) истина существования страдания, (2) истина о причине страдания, которой является эгоистическое желание и цепляние, (3) истина о прекращении страдания, то есть прекращении эгоистического желания, (4) истина о пути к прекращению страдания, известном как Благородный Восьмеричный Путь. Три Драгоценности – главные объекты почитания для буддистов всех школ: Будда, Дхарма и Сангха. См: Многоликая гордость.
стр. 155.
72. Нагарджуна, строфа 14.
73. Там же, строфа 18.
74. Там же, строфа 19-20.
75. Оба эти термина используются для описания цели духовной жизни, обретения полного освобождения от циклического существования. Слово нирвана буквально означает исчезновение. Слово шуньята (сунньята на пали) впервые появляется в, возможно, самом старом разделе буддийских текстов, «Параянавагге» «Сутта-нипаты», где Будда говорит мирянину Могхарадже, чтобы он видел мир пустым, чтобы избежать Мары, царя смерти. Однако именно в текстах школ Махаяны учение о шуньяте получило полное развитие. Оно является основной темой сутр Праджняпарамиты (Совершенства Мудрости) и писаний школы Мадхьямики.
76. Нагарджуна, строфы 299-300.
77. Там же, строфы 372-377.
78. Теннисон, «InMemoriam», lxxxiv.
79. Нагарджуна, строфы 487-500.