Щедрость
Нагарджуна передает второе наставление как «не красть». На пали это «адиннадана верамани» – «воздерживаться от взятия того, что не дано». Обычно считается, что следовать этому наставлению – значит не что иное, как не красть, не воровать, не брать тайком того, что тебе не давали. Кто-то может сказать: «Я ничего не украл за всю свою жизнь. Ну, может быть ручку ребенком. А, и пятифунтовую купюру, которую я должен в баре. Всегда собирался вернуть ее в следующий раз, как приду туда. Помимо этого, я ни разу не нарушал второго наставления». Но подобная самодовольная моральная калькуляция – не способ практиковать наставление о даянии в его полном смысле. Подобно первому наставлению, второе означает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Его также можно рассматривать как невмешательство в человеческое развитие или нарушение индивидуальности. Может быть, вы и не отнимаете у людей деньги или собственность, но очень легко потратить чье-то время или украсть энергию человека. Легко забрать у человека нечто, не имеющее материальной ценности, но что столь же жалко потерять. Вы не спрашивали разрешения, вы просто взяли это, а время и энергия – то, что непросто вернуть.
Практика второго наставления, конечно, подразумевает щедрость, но она также подразумевает и еще одно позитивное качество: веру в то, что так или иначе вы получите то, что вам нужно, так что вам не нужно отнимать это у других против их воли или без разрешения. Иногда другие разочаруют вас, они могут забыть присмотреть за вами в старости, но ваша вера должна быть более глубокой уверенностью в духовных и даже психологических наградах за искусное действие. Ощущение, что вам необходимо отхватить свою долю, прикарманить то, что, как вам кажется, ваше по праву, предполагает невротическое беспокойство, как и попытки манипулировать событиями в свою пользу. Любого рода чувство собственности и даже простая склонность видеть вещи и людей как товар идут в разрез с духом этого наставления. Само стремление заключить сделку, попытаться забрать себе лучший кусок противоречит ему. Способность щедро делиться своими умениями, своим временем и своими вещами, не высчитывая, что можно получить взамен, может проявиться лишь в состоянии глубоко психологической безопасности. Вы можете не получить выгоды, которую предвкушали, вас может ждать приятное или неприятное удивление от того, как все обернулось, но вы будете уверены, что в конечном счете все сложится для вас к лучшему. Идеальное общество должно работать именно так: ты отдаешь, что можешь, и получаешь, что нужно. В реальном мире ситуация сложнее, потому что есть люди, которые будут эксплуатировать вас, если им позволить, и вам придется заключать с ними невыгодные сделки. Большинство людей полны решимости вцепиться в то, что у них есть, как бы они это ни получили, и, стараясь убедить их отказаться от этого, нужно быть осторожным, чтобы не прибегать к методам, которые нарушают это наставление, буквально или по духу.
Один из способов – обратиться к естественной (но иногда довольно глубоко спрятанной) человеческой щедрости. Этот метод использовался с некоторым успехом в Индии Ачарьей Винобой Бхаве, в его бхудане или программе земельных пожертвований («бху» означает земля, а «дан» – даяние). В Индии одна из огромных социальных, экономических и политических проблем – проблема безземельных рабочих. В то же самое время, есть землевладельцы, у которых гораздо больше земли, чем им действительно нужно. Вопрос заключался в том, как перераспределить это излишек без применения принуждения. Виноба Бхаве, последователь Ганди, был полностью предан принципу ненасилия. Он предложил организовать встречи крупных землевладельцев и обратиться к ним со следующей просьбой. Он спрашивал их, сколько у них сыновей, между которыми должна была быть распределена земля. Землевладелец, к примеру, говорил, что пять. Он отвечал: «А если бы у вас был шестой сын, каждый из них получил бы немного меньше земли?» – и землевладелец соглашался. Тогда он говорил: «Примите меня в качестве шестого сына и позвольте мне взять эту долю». Он не получил миллионов акров, на которые надеялся, но многие землевладельцы вняли его призыву, и он смог распределить десятки тысяч акров земли между безземельными рабочими и их семьями. Прямое обращение с простым нравственным призывом иногда творит чудеса. Красота заключается в том, что все получают пользу, включая и жертвователей. В политически щепетильной ситуации мотивы часто бывают смешанными, и, без сомнения, некоторые владельцы земли поделились ей из страха последствий противного – бросив крохи безземельным для того, чтобы снизить общую поддержку коммунистической партии. Но некоторые по-настоящему изменили точку зрения и отдали гораздо больше, чем их просили. Так план Винобы Бхаве помог исправить дисбаланс в земельных владениях во многих частях Индии без обращения к силе. Это показывает, что побуждение людей к щедрости необязательно сопровождается обращением к их чувству вины. Люди иногда отвечают добром на добрый призыв. Наставления заключаются не только в том, чтобы прекратить творить зло: они также вдохновляют нас действовать хорошо по отношению к другим и побуждать их действовать так же.
Даяние и заработок
Даяние – фундаментальная буддийская добродетель. Прежде чем приступить к любой другой практике, человек должен научиться быть щедрым. Многие джатаки, истории о предыдущих жизнях Будды, изображают будущего Будду практикующим дану или щедрость в наивысшей степени. В результате, когда он переродился, ему нужно было лишь протянуть руку, чтобы она оказалась полна драгоценностей – по крайней мере, так утверждают легенды.
Истинная щедрость… Не только отдавать постоянно, но и осознавать, что получаешь постоянно
Но отражена ли важность даяния в нашем собственном опыте жизни? Каковы реальные отношения между даянием и получением? Согласно Нагарджуне и буддийской традиции в целом, отдавать с неохотой – значит быть бедным, в этой жизни или в следующей, в то время как отдавать свободно – значит стать богатым. Но как нам истолковывать это учение? Первое, о чем следует помнить, – это важность намерения в создании кармы. Именно дух, с которым совершается даяние, важнее всего. Но хотя даяние без мысли о получении собственной выгоды парадоксальным образом принесет человеку больше пользы, большинство людей способны только на меньшее. Мы не можем не думать о том, что мы получим взамен, даже если речь идет о чем-то неосязаемом – о почете, благодарности и так далее. Предубеждение о неком эквиваленте означает, что дар – на самом деле не дар, и часто получающий подспудно осознает это. Обычно нетрудно увидеть, что большинство того, что нам дают, имеет некую подоплеку. Прошлый опыт может сделать нас несколько подозрительным почти к любому дару, рассматривая его как малую жертву во имя большего, как говорится в старой пословице. Когда человеку что-то дают, ему не всегда это нравится, он может даже испытать разочарование, как будто чего-то не хватает.
Большей частью наше недовольство проистекает от чувства, что жизнь несправедлива, и к нам не относятся так, как мы заслуживаем, и это, в свою очередь, может сделать нас скупыми на дары. Согласно буддийскому воззрению, скупость делает нас бедными, но сама скупость возникает, можно сказать, их того факта, что человек ощущает себя бедным или обладает «умом нищего». Подлинная щедрость подразумевает противоположное: человек не только отдает постоянно, он также осознает постоянно, что получает. Часть практики щедрости, следовательно, заключается в том, что мы начинаем осознавать, сколь много нам дают. Это значит, что щедрость связана со способностью испытывать благодарность, а также выражать ее. Она состоит в способности чувствовать себя богатым даже в самых стесненных обстоятельствах.
На самом основном уровне у нас есть солнечный свет, воздух, вода, земля. Все это бесплатно. Мы можем расточать и загрязнять вещества, которые нам нужны для жизни в мире, но они все еще доступны нам. Более того, любое продвинутое общество обеспечивает разные изумительные услуги почти бесплатно или бесплатно для потребителя. В Британии нам доступны многие ресурсы: здравоохранение и образование, библиотеки, Би-Би-Си, разнообразные развлечения и даже буддийские центры. Помимо всего этого, нам помогают те, кто окружают нас. Многие люди, особенно если они молоды, не осознают, что кто-то делает покупки, готовит и убирает за них день за днем. Есть, например, история о долготерпеливой жене, которая готовила для своего мужа и сыновей каждый день с утра до ночи четверть века и ни разу не услышала ни слова благодарности. Однажды они подняли крышку кастрюли – и перед ними была пара старых ботинок. «Ну, – сказала она в ответ на их потрясенные и испуганные лица, – вы ни разу не сказали мне ничего, что дало бы мне понять, что вы видите разницу».
Многим людям трудно благодарить или получить благодарность элегантно. Возможно, их никогда не знакомили с традиционным этикетом, или они отвергли его как ханжеские уловки полной условностей жизни среднего класса – или, возможно, просто испытывают смущение. Если кто-то неуклюж в этом отношении, не будет никакого вреда от совершенствования в социальных навыках. Всегда лучше ошибиться и проявить некоторую неумеренность в выражении благодарности. В конце концов, опыт приходит с практикой. С другой стороны, есть ситуации, где формальные благодарности будут неуместны. Часто достаточно лишь благодарного взгляда.
Если у вас есть энергия, вы будете не прочь поделиться
Если мы принимаем все как должное, мы лишаем себя богатого источника удовлетворения. Это, в свою очередь, может лишь нас способности свободно отдавать, а также лишить будущих наград, которые ждут нас в форме счастья и свободного потока энергии. Если мы ищем реакции на щедрость, мы обнаружим ее в свободе отказа от собственности, в естественном удовольствии от помощи другому, в потоке энергии, берущей начало в нас и обращенной к нам. Психологически здоровый человек обладает энергией, и энергия естественно струится наружу, поэтому, если у вас есть энергия, вы будете не прочь поделиться. Энергия течет разными способами, в зависимости от темперамента. Вы можете почувствовать, что вам хочется сделать что-то практичное для другого, дать ему денег или отдать время, или, возможно, вам захочется уделить кому-то внимания или любви. С другой стороны, советы – которые многие из нас слишком охотно дают – часто тот дар, который лучше держать при себе.
Один мой друг любил говорить: «Величайшая добродетель – доступность». Быть доступным для других – значит просто быть готовым отдать себя. Вы не настаиваете, что поможете только определенным образом. Вы не заботитесь о «своих делах» или «выражении себя» или собственных талантов. Вы не относитесь с высокомерием к маленьким будничным одолжениям. Вы просто здесь, доступны каждому в любой ситуации, и вы не против того, что вы делаете. Это идеал того, что может быть названо «неспециализированным человеческим существом». Вы готовы протянуть руку кому угодно и не ищете личной выгоды в том, что вам приходится делать. Вы просто видите, что есть работа, которую нужно сделать, и рады это сделать.
Даяние – это род общения. Отдавая, вы открываете каналы общения, и это позволяет происходить обмену энергией. Даяние, любовь и энергия могут течь в обоих направлениях. Если вы способны давать, вы способны получать, и в этом смысле даяние и получение – две стороны одной монеты. Одностороннее общение может быть искренним, но оно непременно ограниченно. Любое взаимодействие между людьми предполагает как даяние, так и получение. Конечно, чем более насыщенно и подлинно общение, тем меньше возможно говорить о нем в рамках даяния и получения. Даяние становится получением, получение – даянием. Кто получает от кого, кто кому дает, теперь сказать невозможно.