Новости

21.11.2024 11:28:47

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

07.11.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Предисловие

Эта книга обязана своим существованием творчеству и преданности многих людей. Она основана на материале семинара, проведенного Сангхаракшитой летом 1976 года по тексту из буддийской традиции Махаяны, «Ратнамале» Нагарджуны, «Драгоценной гирлянде». Хотя внешне этот текст выглядит как советы великого буддийского учителя царю, он высоко ценится всеми буддистами. Учение открывает истины, и это справедливо как по отношению к оригинальному тексту, так и по отношению к семинару, на котором основана книга, по отношению к участникам, играющим свою роль, учителю, играющему свою, и учению, возникающему из взаимодействия между ними. В опубликованном виде учение появилось благодаря редакторскому другу Тима Уэстона, Пабодханы, Джинананды и Видьядеви. Благодарим также Шантавиру за тщательность и внимание, с которым он отнесся к редактуре, вычитке и набору текста.

 

Этот труд будет опубликован в двух томах, и этот том – первый. Для одной книги материала оказалось слишком много, и вместо того, чтобы чрезмерно урезать его, мы решили разделить его на две части. Как часто бывает в жизни, это подразумевало, что нам придется принять другие, не менее решительные меры. Исходное учение Нагарджуны исследует две темы и вновь и вновь обращается к ним. Первая – это советы о том, как жить, выполняя нравственные нормы в их самом широком и глубоком смысле, в понимании Махаяны. «Точно так же, как ты стремишься размышлять о том, что можно сделать, чтобы помочь себе, – говорит Нагарджуна царю, – так стоит тебе стремиться и думать о том, что можно сделать, чтобы помочь другим», – и он снова и снова возвращается к этой теме, как в общем смысле, так и в особой форме наставлений, согласно которым пытаются жить все буддисты.

 

Но с этой первой темой тесно переплетена вторая. Нагарджуна говорит: «Тем, кто говорит лишь о помощи существам (то есть Буддой), было сказано, что все они возникли из представления о «я» и заключены в понятие «моего». Глубже, под вопросом о том, как лучше всего помогать другим и развить альтруистический дух, который к этому стремится, есть вопросы иного рода: что такое «я», что значит «другие» и как возник мир, в котором существует такое различие?

 

Для буддизма Махаяны – никто не выражает воззрение этой школы более горячо и убедительно, чем Нагарджуна – практический вопрос о том, как вести себя в мире, тесно связан с тем, что может показаться нам гораздо более абстрактными вопросами о природе существования, и в «Драгоценной гирлянде» Нагарджуна то и дело с легкостью переходит с одной темы на другую. Однако когда дело доходит до обсуждения западными учениками буддизма, эти переходы уже не кажутся столь плавными. Рассуждения о том, что «люди станут гордиться почти всем, что привлечет к ним хоть немного внимания, хотя это внимание и будет далеко не лестным», очень далеко по природе от рассуждений относительно того, что «существование чего-либо неизбежно подразумевает существование противоположного, так что о вещи нельзя сказать, что она совершенно реальна».

 

В то время, как с точки зрения Махаяны эти две сферы исследования внутренне связаны, для целей духовной практики иногда может оказаться полезным разделить их, и именно это было сделано здесь. Этот первый том сосредотачивается на том, что говорится в тексте о нравственности, а второй будет посвящен учениям Нагарджуны о пустоте в том же самом труде. Возможно, во втором томе темы, которые уже упоминались в первом, будут рассмотрены на другом уровне понимания. В своей недавней книге, «Драгоценные учения», Сангхаракшита описывает встречу с молодым тибетским ринпоче: «Как-то я спросил его, какая картина мира верна – современная научная или традиционная буддийская, с горой Меру, четырьмя континентами и так далее. Обе картины полезны, ответил он, но полезны для разных целей».

 

Подобно этому, возможно, два воззрения на жизнь и буддийскую практику, предлагаемые Нагарджуной в «Драгоценной гирлянде», воззрение с точки зрения этики и воззрение – или даже не-воззрение – Совершенства Мудрости, одинаково полезны, каждое для своей цели. Эта книга, основанная на первом воззрении, предлагается вам в надежде на то, что она окажется полезной.

 

Это учение старо во многих смыслах: конечно, старо в том смысле, что исходный текст существует многие века, старо, потому что оригинальный семинар состоялся более тридцати лет назад. Но в каком-то смысле это также новое учение, поскольку в нем содержатся самые поздние мысли Сангхаракшиты по этой теме. Он и Самчитта провели много часов, работая над правкой текста, что было необходимо из-за его проблем со зрением, но также и очень полезно, поскольку в процессе чтения вслух и вслушивания в него возникли и были включены в книгу многочисленные новые озарения. Оба отмечают, что новые открытия взволновали и вдохновили их.

 

Видьядеви,

Вунтон,

Херефордшир,

Май 2008 года.