Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Дхарма: нравственность или шила

Второе совершенство, которое практикует бодхисаттва или тот, кто желает им стать, – это запредельная добродетель шилы. Как мы уже видели, слово «шила» иногда переводят как «мораль», но, возможно, будет лучше избегать этого слова из-за ненужных коннотаций. Нравственность в понимании буддизма – «искусное действие», действие, выражающее искусные состояния ума, состояния, которые свободны от страстного желания, ненависти и неведения. Есть различные традиционные модели искусного поведения – например, пять, десять или шестьдесят четыре наставления, которым следуют Бодхисаттвы. Как мы видели, эти перечни наставлений – не просто списки правил, а принципы упражнений, которые нужно применять с разумностью и осознанностью ко всем разнообразным сферам человеческой жизни и деятельности. В таком контексте – помимо аспектов нравственного поведения, которые мы уже обсуждали – я хочу поговорить о трех основных сферах жизни: еде, работе и браке.

 

Еда

Во-первых, несколько слов о еде. Согласно сутрам Махаяны, если вы бодхисаттва, вы должны есть – поскольку даже Бодхисаттвы нуждается в еде – только для поддержания здоровья и жизненной силы, а не для удовлетворения невротических желаний. Вы должны питаться, не причиняя вреда другим живым существам, что на практике означает вегетарианство, насколько это возможно.

 

Буддийская традиция часто переходит от обсуждения глубокомысленой философии к размышлению о гораздо более приземленных вещах, таких, как питание. Некоторые буддийские ученые посмеиваются над столь очевидными скачками от тончайшего к смехотворному и удивляются, что, например, в «Ланкаватара-сутре» посреди глубоких метафизических и эпистемологических рассуждений вы внезапно обнаруживаете главу о неискусности поедания мяса142. И, конечно, ученые говорят: «Должно быть, это более поздняя вставка. Будда просто не мог говорить о подобных вещах. Кто-то, должно быть, добавил это позже».

 

Но это не так. Подобное отношение просто выдает недостаток чувства пропорции. В конце концов, мы едим каждый день, и пища оказывает постоянное воздействие на наши тела и умы, поэтому она гораздо важнее, чем нам обычно кажется. Если зайти еще дальше, можно даже сказать, что нет прока в том, чтобы называть себя буддистом и продолжать, как и прежде, поглощать ростбиф и двойной овощной гарнир на ужин. Одна из вещей, которой, как мы видели не раз, нам стоит уделять должное внимание, – в том, что вступление на буддийский путь заключается не только в изучении философии. Нам нужно начать менять все без исключения аспекты собственной жизни. А питание, помимо прочего, одна из этих действительно основных вещей: вряд ли может быть что-то более основополагающее, чем пища. Поэтому, когда мы начинаем следовать духовному пути, в этой сфере, несомненно, нужны важные и коренные изменения.

 

Работа

Что касается работы, работаем ли мы только для того, чтобы заработать деньги, или по призванию, важно, чтобы работа соответствовала тому, что обычно называют «правильным добыванием средств к существованию»: то есть, она не должна причинять вреда другим или эксплуатировать их, не должна приводить к деградации, сужать ум или делать его механическим. Обычно людей шокировало, когда в ответ на вопрос о работе – а мне часто его задавали – я говорил: «Делайте настолько мало, насколько возможно». И я бы повторил это снова, если под работой понимать ту работу, которую мы выполняем просто ради заработка. Если работа человека – его призвание, тогда, конечно, нет нужды ограничивать себя – но в современных условиях такое встречается довольно редко. Вероятно, лучшее решение – частичная занятость, если это возможно. Тогда свободное время можно уделять творчеству, медитации, обучению, созданию и развитию дружеских отношений.

 

Но в последнее время я бы не стал обязательно настаивать на своем утверждении относительно того, что стоит работать как можно меньше. В последние годы ряд западных буддистов успешно экспериментируют над обустройством совместных предприятий «правильного образа жизни», создавая условия, в которых буддисты могут работать вместе, так что работа во многом становится частью духовной практики, а необходимость в трате времени на медитацию и изучение Дхармы принимается в расчет как нечто само собой разумеющееся. Если человек способен создать или найти такие условия, нет нужды ограничивать свою вовлеченность в рабочую деятельность. На самом деле, если уж зайти еще дальше, можно даже сказать, что в таких обстоятельствах стоит работать как можно больше.

 

Брак

Третья сфера практики нравственности, которую я хочу отметить, – это вопрос о браке, хотя брак – еще одно из тех слов, которых я предпочитаю избегать, потому что оно приводит к всевозможным заблуждениям и на самом деле несколько старомодно в наши дни. Буддийское представление о браке (если в буддизме вообще есть такое представление) совершенно отлично от западного христианского представления. Для начала, в буддизме брак не рассматривается как религиозное таинство или легальная процедура, осуществляемая в законном порядке. Он рассматривается просто как отношения между двумя людьми, отношения, которые известны их семьям, друзьям и социальному кругу и признаны ими – и которые могут закончиться, если необходимо, без споров и беспокойства, если только благополучие всех, вовлеченных в них – особенно детей – принимается в расчет. В буддийских странах никогда не было какой-либо жесткой или общепринятой модели брачных отношений: моногамия, полигамия и полиандрия, – все это было разрешено. И, как мы видели, гомосексуальность и гетеросексуальность рассматриваются в таком же свете: единственный критерий – качество создаваемых человеческих отношений.

 

Терпение

Третье из совершенств, которые практикует Бодхисаттва – кшанти. Кшанти часто переводится как «терпение», но оно охватывает целый ряд добродетелей: не только терпение и выносливость, но также такие вещи, как мягкость, послушание, даже покорность, а также любовь, терпимость и восприимчивость. Или, если выразить это иначе, кшанти заключается в отсутствии гнева и любых желаний возмездия или мести. Это кшанти, и это одна из самых прекрасных буддийских добродетелей.