Новости

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

24.10.2024 11:28:47

Буддийская медитация

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

29.08.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Дхарма: энергия следования благому

В-четвертых, Бодхисаттва или тот, кто стремится им стать, практикует вирью или силу, что обычно определяется как «энергия следования благому» – «благое» здесь обозначает Просветление на благо всех живых существ. Конечно, мы уже сталкивались с вирьей в качестве одной из духовных способностей и одного из семи факторов Просветления – и на это есть веская причина, потому что без энергии невозможна духовная жизнь. Можно даже сказать, что основная проблема духовной жизни, следовательно, заключается в том, чтобы для нее найти энергию – особенно эмоциональную энергию. Это не из тех вещей, которые вы можете сделать, если на самом деле даже не пытаетесь или пребываете в полусне.

 

Но у многих людей энергии мало. Им, обессиленным и подавленным, вялым и пассивным, энергия, по-видимому, недоступна. Но почему? Куда подевалась энергия? Что с ней произошло? Что же, вполне вероятно – помимо возможности того, что человек страдает одной из болезней, подрывающих силы, которые становятся все более распространенными, – что человек не может получить доступ к собственной энергии либо потому, что она блокирована, либо потому, что она потрачена впустую, либо потому, что она слишком груба. Поэтому мы, несомненно, должны научиться открывать доступ к заблокированной энергии, возвращать утраченную энергию и делать более тонкой – грубую. Есть различные способы это сделать: посредством осознанности, посредством участия в творческой работе, посредством общения и медитации, получения удовольствия от искусства, веры и преданности и так далее. Так можно освободить нашу энергию, разблокировать ее и открыть к ней доступ для духовной жизни.

 

Едва ли мне нужно говорить, что согласно традиции буддизма Махаяны бодхисаттва сам по себе является воплощением энергии. Если вы бодхисаттва, ваша эмоциональная энергия – и энергия в целом – всецело и полностью открыта вам для целей вашего духовного продвижения: энергия течет спокойным, непрерывным, гармоничным потоком (на самом деле, вы сами – этот поток энергии) в направлении Просветления. Этот свободный поток энергии означает, что бодхисаттва делает многое и многого достигает, но вопроса о спешке, переутомлении или напряжении не возникает.

 

Медитация

Пятое совершенство бодхисаттвы – это медитация. Как мы уже видели, есть три уровня медитации: сосредоточение и объединение энергий, восхождение к высшим состояниям сознания – мы можем назвать это «собственно медитацией» – и обращение ума к созерцанию реальности.

Мудрость

Шестое и последнее из совершенств Бодхисаттвы – это мудрость. Как мы уже знаем, с точки зрения буддизма мудрость обозначает интуицию, если хотите, запредельную интуицию, по отношению к Необусловленному. Это значит видеть реальность лицом к лицу – не думать о ней, не развивать представления о ней, но видеть ее прямо и переживать в собственном опыте. Есть много способов это описать, но один из самых популярных – и мы с ним пока не встречались – в рамках того, что называется пятью знаниями. Это пять основных аспектов или видов мудрости, подобные пяти граням драгоценности. В тибетской иконографии их символом является мандала Пяти Будд, где каждый Будда мандалы ассоциируется с определенной гранью знания или мудрости.

 

Вайрочана - знание Дхармадхату

Прежде всего, есть так называемое знание Дхармадхату. Это основное знание, четыре остальных – только его частичные, ограниченные аспекты. Дхармадхату, как мы знаем, – это Вселенная как сфера проявления реальности, гравитационное поле реальности – целая Вселенная, пронизанная реальностью, как пространство пронизано солнечными лучами. Поэтому «знание Дхармадхату» – это знание всего космоса как пронизанного самой Необусловленной реальностью – и, на самом деле, по сути неотделимого от нее. В Махаяне это знание символизируется образом Вайрочаны, Освещающего, Будды белого цвета, цетрального Будды мандалы.

 

Акшобхья - зерцалоподобное знание

Далее, у нас есть зерцалоподобное знание, называемое так, потому что Просветленный ум видит все. Он проникает сквозь все завесы. Он понимает истинную природу всего, видит его в его абсолютной глубине, абсолютной реальности. Его видение совершенно объективно и целостно. Так же, как зеркало отражает в неискаженном виде все, что помещается перед ним, и остается не тронутым, не запятнанным объектами, которые оно отражает, так и зерцалоподобная мудрость отражает все вещи, видит все вещи, знает все вещи, понимает все вещи, пронизывает все вещи и проникает в них, но сама остается не тронутой ими и не подвергается их воздействию – они не пристают к ней. Она совершенно свободна, совершенно независима: нет субъективных реакций, есть только полная, чистая, совершенная объективность. Зерцалоподобная мудрость просто отражает все существующее. Ее символ – Акшобхья, Невозмутимый, непоколебимый синий Будда восточного направления.

 

Ратнасамбхава - знание беспристрастности

Третье из этих пяти знаний – знание беспристрастности или тождества. Поскольку Просветленный ум видит все с полной объективностью, не реагируя, видит во всем одну и ту же реальность, вследствие этого он относится ко всем одинаково уравновешенно, с равной любовью и состраданием. Подобно солнечным лучам, он светит беспристрастно, без какого бы то ни было различия или отличия. Символом этого знания, знания равностности, тождественности, единства, является Ратнасамбхава, Драгоценнорожденный Будда, желтый Будда южного направления.

 

 

Амитабха - всеразличающее знание

Далее, существует всеразличающее знание. Зеркало одинаково отражает все, но оно не смешивает и не затуманивает отличительные особенности вещей. Оно отражает розу как розу, дерево как дерево, человека как человека, гору как гору. Они не смешиваются и не размываются в нем. Это очень важно. Это означает, что Просветленный ум видит вещи не только в их единстве, но и в их разнообразии, и видит их так одновременно. Он видит их единство, их общую сущность, но также видит их в их уникальной, неповторимой, невыразимой индивидуальности. По этой причине, выражаясь языком философии, буддизм не придерживается ни монизма, ни плюрализма, а сочетает и то, и другое и даже больше. Единство не отменяет различий, а различия не затмевают единства. Все это существует совместно – единство в различии, различие в единстве. Это всеразличающее знание символизируется Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, красным Буддой западного направления.

 

Амогхасиддха - всесвершающее знание

Пятое знание – это всесвершающее знание. Просветленный ум посвящает себя благу всех живых существ. Он помогает живым существам любым способом, каким только может. Он разрабатывает различные «искусные средства» – способы помощи, методы работы – но делает все это естественно и спонтанно. Ему не нужно что-либо придумывать. Он лишь функционирует просто, чисто, свободно, спонтанно, и все делается само собой. В каком-то смысле, он ничего не делает. В другом смысле, он делает все. Это всесвершающее знание символизируется Амогхасиддхи, Буддой Непогрешимого Успеха, зеленым Буддой северного направления143.