Дхарма: шесть совершенств
Подобно этому, как только в бодхисаттве зародилась бодхичитта, он или она могут принять обет бодхисаттвы в полной уверенности, что этот обет будет исполнен. Затем, в качестве «аспекта установления» – так это называют – в зарождении бодхичитты, бодхисаттва практикует шесть парамит, шесть совершенств или запредельных добродетелей: даяние, честность или этику, терпение, усердие, медитацию и мудрость141. Но до того, как зарождается бодхичитта, когда человек еще только стремится к тому, чтобы стать бодхисаттвой, он может попытаться в меру своих сил развивать эти добродетели, так что практику этих шести совершенств можно на самом деле считать еще одной формулировкой пути к Просветлению.
Даяние или дана
Первое из шести совершенств – дана, даяние или щедрость: по своей сути это позитивное, направленное вовне отношение, стремление отдавать и делиться. Можно перечислить все разнообразные виды вещей, которые можно отдать, – в буддийской литературе существуют всевозможные списки и классификации – но потенциально человек может отдать все, чем владеет. В одном из традиционных перечней перечисляется шесть видов даяния, которые может практиковать будущий бодхисаттва.
Дая материальных вещей
Для начала, есть самый очевидный вид, очевидный, но очень важный: даяние материальных вещей, таких, как пища, одежда и так далее.
Дар бесстрашия
Затем, существует менее очевидный дар – дар бесстрашия. Ему уделяется большое внимание в буддийских кругах. Бодхисаттва самим своим присутствием создает в других людях положительный настрой, ощущение бесстрашия, свободы от страха. Беспокойство, как мы уже отмечали, является одной из величайших проблем современности. Вы видите его отпечаток на лицах большинства людей, потому что образ жизни большинства людей способствует развитию беспокойства и страха. Этот страх часто подавляется; поскольку он подавляется, он становится бессознательным, а когда в человеке есть бессознательные страхи, он, скорее всего, будет проецировать их вовне, и они пропитают всю его жизнь, и он будет чувствовать, что опасности окружают его со всех сторон. Но если вы бодхисаттва, своим присутствием, своим примером вы противодействуете всему этому. С помощью своей положительной энергии вы создаете уверенность и свободу от беспокойства везде, куда бы ни отправились, а с помощью своей мудрости помогаете людям понять, что не стоит привязываться к обусловленным вещам или ограничивать себя ими. Вы даете им новую, более обширную перспективу, на самом деле, космическую перспективу, и, таким образом, освобождаете их от обусловленных вещей и создаете в них бесстрашный настрой.
Дар образования и культуры
В-третьих, бодхисаттва дарует образование и культуру. Им придается очень большое значение во всех буддийских странах, потому что все понимают, что без определенного уровня образования в подлинном смысле, не только изучения книг, но культуры в смысле утонченности духа, на самом деле невозможна никакая духовная жизнь. На практике это выражается в повсеместной поддержке искусства и науки.
Дар своей жизни
В-четвертых, бодхисаттва должен быть готов, если это необходимо, пожертвовать своей жизнью и конечностями. Такая жертва редко требуется в наши дни: немногим людям приходится действительно жертвовать своей жизнью или даже членами ради того, во что они верят. Но в прошлом были времена, когда люди умирали за свои убеждения, и даже в наши дни в некоторых уголках земного шара, если у вас есть духовные принципы и вы отстаиваете их публично, вы рискуете жизнью. Не стоит забывать, насколько нам повезло в том, что мы можем открыто говорить о духовных принципах, в которые мы верим, и следовать им. В менее благоприятных обстоятельствах нам пришлось бы заплатить за свои верования или, по крайней мере, за их высказывание, собственной жизнью.
Дар своих заслуг
Далее, бодхисаттва также готовится к тому, чтобы отдавать свои заслуги. В буддийском понимании заслуги – это то, что вы накапливаете в результате благих действий и щедрости, но говорится, что бодхисаттва должен быть готов отдать все заслуги, которые он накопил. Если вы бодхисаттва, у вас не возникнет желания превозносить себя над другими людьми большим количеством заслуг или добродетелей, чем у них. Вот почему в завершение медитации или ритуала поклонения буддисты часто читают строфы «посвящения заслуг». В этих строфах обычно говорится нечто подобное: вы не хотите оставлять заслуги, накопленные от этой духовной практики, себе, вы хотите поделиться ими со всеми живыми существами.
Дар Дхармы, Истины, Учения
Шестой дар – это дар Дхармы, Истины, Учения. Это величайший из всех даров. Вы можете дать людям пищу и одежду, но они могут и не привести их к более благородной жизни. Вы можете подарить им бесстрашие, но и это немногое им даст. Даже если вы дадите им образование, культуру и так далее, даже если вы поделитесь с ними своими заслугами, они, возможно, все еще не станут вести подлинно человеческую жизнь. Но как только вы преподносите им дар Дхармы, как только вы открываете их духовные очи, как только они видят вещи в более универсальной перспективе, как только они начинают видеть модель в целом и соотносить свою жизнь с этой моделью, как только они поворачиваются в направлении Просветления, они действительно начинают жить, а не просто существовать. Поэтому дар Дхармы – лучший дар из всех.
«Когда я отдаю, я отдаю себя»
По крайней мере, это лучший дар в каком-то смысле, согласно традиционной шестеричной классификации. Но есть иная форма даяния, которая еще выше или, по крайней мере, более всеобъемлюща, дар, который включает в себя все остальные. Это даяние себя. В «Песни о себе» Уолт Уитмен говорит: «Когда я отдаю, я отдаю себя». Легко отдать материальные вещи, но не отдать вместе с ними себя. Вы можете сделать других людей бесстрашными, вы можете освободить их от беспокойства, их все же не отдать им себя. Возможно даже подарить Дхарму и все же не отдать себя. Поэтому отдать себя – величайший из даров, высочайший дар, который содержит в себе все остальные. Если вы бодхисаттва, вы отдаете себя, вы изливаете свой свет на всех живых существ и ничего не оставляете себе. Это абсолютная форма даяния – и, несомненно, не из тех, что нужно предпринимать преждевременно, до того, как человек развил свои внутренние ресурсы и обрел способность к столь безмерному даянию. Но, конечно, каждый из нас может начать так или иначе практиковать щедрость: это самая основная из добродетелей. На самом деле, в буддийских странах часто говорят, что без духа даяния – который находит выражение в практике – не может быть духовной жизни.
Космическое значение идеала Будды
Космическое значение идеала Будды
Шесть совершенств
Нравственность или шила
Энергия следования благому
Уравновешивая совершенства
Лотосовая Сутра
Космическая значимость идеала Бодхисаттвы
Сангхаракшита - что такое Дхарма?
Что такое Дхарма?Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания