Руководство в благоразумной жизни для бизнесмена
Если ты не делаешь пожертвований богатств,
Полученных от даяния бедным в прошлом,
В силу своей неблагодарности и привязанности
Ты не обретешь богатства в будущем.
Здесь, в мире, носильщики не станут
Тащить запасы для путешественников без платы,
Но презренные нищие, не требуя платы, перенесут в твою будущую жизнь
(То, что ты дал им), умноженное в сотню раз.
Всегда сохраняй возвышенный ум
И радуйся возвышенным деяниям.
Из возвышенных деяний возникают
Все возвышенные следствия.
Воздвигать основы учения, обители
Трех Драгоценностей, полных сияния и славы, –
Об этом земные цари
Никогда и не помышляли.
О царь, предпочтительно не создавать
Основы учения, от которого не пошевелятся волосы
У богатых царей,
Потому что (эти центры) не станут знаменитыми даже после твоей смерти.
Посредством своего великого возвышения, используй и все свое богатство
Так, чтобы возвышенные освободились от гордости,
(Равные) возрадовались,
А наклонности низших были изменены к лучшему.
Отказавшись от всех владений,
(Во время смерти) беспомощным тебе придется отправиться отсюда,
Но все, что ты использовал на благо учения,
Предшествует тебе (как благая карма).
Когда все владения предыдущего монарха
Переходят под контроль наследника,
Какая польза в них бывшему монарху
Для практики, счастья или славы?
Используя богатство, ты обретаешь счастье здесь, в этой жизни,
Отдавая его, обретаешь счастье в будущем,
Тратя его впустую без пользы или даяния,
Ты обретаешь лишь горе. Как тут быть счастью?
Умирая, ты утратишь силу
И потому не сожжешь сделать пожертвования с помощью министров,
Которые бесстыдно утратят любовь к тебе
И поспешат угождать новому монарху.
Поэтому в добром здравии воздвигай основы учения,
Незамедлительно используй все свое богатство,
Потому что ты живешь посреди причин для смерти,
Подобно светильнику на ветру31.
Этот ряд увещеваний о благе щедрости, нужно признать, устанавливает достаточно низкую планку. Нагарджуна ясно понимает, что важно запустить поток щедрости. Не слишком важно, как ты убеждаешь людей отдавать, лишь бы они отдавали. Даяние – само по себе добродетель: оно освобождает энергию, ослабляет путы некоторых фундаментальных неискусных воззрений, и это становится основой последующей духовной жизни.
Забудьте о карме и перерождении, прошлом и будущем. Что важно, так это то, как мы формируем себя в настоящий момент
«Здесь» означает в настоящей жизни. Если вы наслаждаетесь богатством сейчас, оно пришло к вам в результате щедрости, которую вы практиковали в прошлых жизнях. Если, следовательно, вы хотите обрести богатство в будущих жизнях, вы должны отдавать часть теперешних владений. Для большинства современных буддистов, по крайней мере, на Западе, это воззрение в лучшем случае бессмысленно, а в худшем – низко. Но если мы хотим понять, как развивался буддизм на протяжении столетий, нам нужно принимать в расчет эти традиционные рассуждения. Мы должны понимать, что в прошлом подобные аргументы действительно являлись стимулом для людей. Одна из причин заключается в том, что жизнь в те дни была гораздо опаснее. Жизнь чаще всего была «рискованной, грубой и короткой» для всех, у кого не было средств к существованию. Следовательно, вряд ли стоит удивляться, что счастье так тесно связывалось с обладанием богатством или – как утверждается здесь – его разумным расходованием. Без сомнения, наша собственная практика Дхармы иногда поддерживается мирскими мотивами. Разве мы не ищем счастья, успеха и безопасности для себя посредством такой духовной практики, вместо того, чтобы стремиться к Просветлению на благо всех живых существ? Так что, возможно, не стоит относиться слишком придирчиво к духовному материализму прошлого. Однако слова «презренные нищие, не требуя платы, перенесут в твою будущую жизнь то, что ты дал им, умноженное в сотню раз» создают почти гротескный образ традиционного, грубо-торгашеского представления о щедрости и ее выгодах. Он отражает ситуацию, в которой на самом деле ты нанимаешь нищих, чтобы перенести богатство из этой жизни в будущую.
Нам трудно представить подлинно религиозно настроенного человека, который был бы столь эгоцентричен, но великое множество свидетельств подобного подхода можно обнаружить во многих религиях. В Индии я встречался с определенным типом старомодных верующих, принадлежащих к богатой общине торговцев. Они обычно были очень благочестивы и щедры, но привносили деловую хватку в духовную жизнь. Такой человек мог делать большие благотворительные пожертвования, но выдвигал в ответ вопиющие условия. Они довольно бесстыдно предлагали пожертвовать сотни тысяч рупий на благотворительную аптеку, больницу или школу, при условии, что она будет названа в честь их отца, они сами будут почетными гостями на церемонии открытия, а после открытия учреждения будут представлены премьер-министру.
Такое сочетание материализма и благочестия может показаться нам довольно странным, но, в конечном счете, оно основано на традиционных религиозных ценностях. Оно тесно связано с представлением о том, что власть и богатство берут начало в хороших поступках в предыдущей жизни. Это усиливает склонность считать, что богатый человек – хороший человек, а к бедняку стоит относиться с подозрением. На самом деле, это не буддийское воззрение, а скорее довольно буквальное преподнесение учения о карме и перерождении, которое, к несчастью, упрочивается в подобной интерпретации. Однако именно такое понимание позволяет благочестивым и состоятельным людям быть очень довольными собой. В Индии я встречал многих людей, которые были твердо убеждены в собственной добродетели, и это убеждение коренилось не много не мало в их удачной и состоятельной жизни. И, к несчастью, я встречал многих бедняков, которые считали, что, должно быть, заслужили свою судьбу. Это искаженное представление, которому иногда подвергается учение о карме и перерождении даже у некоторых буддистов, укоренилось в индуизме в форме системы каст и используется для укрепления существующего в обществе положения.
Христианство во многом поддерживало подобные убеждения в прошлом. Церковь регулярно проповедовала, что долг человека – принимать свое положение в жизни, поскольку оно предназначено ему Богом. Есть гимн, в котором появляется следующая строфа:
Богатый в замке,
Бедняк у ворот,
Бог возвысил и унизил их
И указал им их положение.
Кажется, что организованная религия вообще склонна благословлять существующее социальное неравенство и быть на стороне богатых против бедных. Как говорил святой Павел, «Власть от Бога установлена»33. Независимо от того, кому принадлежит власть, она освящена божественным авторитетом.
В Индии мне встречались богатые люди, которые считали себя не эксплуататорами бедных, а обеспечивающими работой тех, у кого нет ума, чтобы создать возможности труда для самих себя. Они искренне верили, что занимаются общественным служением и вкладывают состояние довольно бескорыстно. Это был их путь служения Богу, как иногда говорили они. Такие утверждения обычно лишали меня дара речи, но встречаются и буддийские монахи, которые только рады подобным воззрениям.
Продвигаясь по духовному пути, Будда сталкивался с богатыми и влиятельными, не оказывая им ни малейшего почтения. Однако в некоторых буддийских странах существуют монахи, которые готовы раболепно относиться к тем, кто стоит у власти. Так происходит, потому что они упускают основной принцип духовной жизни, а именно, что мы свободны выбирать, кем нам быть здесь и сейчас, независимо от социальных и групповых ограничений. Мы свободны быть более или менее осознанными, более или менее творческими, более или менее индивидуальными. Забудьте о карме и перерождении, прошлом и будущем. Что важно, так это то, как мы формируем себя в настоящий момент. Это подчеркивал сам Будда – что важно стремиться обрести Просветление здесь и сейчас, в этой жизни. Он не отрицал истину кармы, но никогда не утверждал, что благое перерождение – самая достойная цель для человеческого существа. Преподнося любое буддийское учение, вам нужно соотносить его с этим основным принципом, поскольку в противном случае люди могут подумать, что вы обращаетесь к более низким эгоистичным побуждениям.
Что касается Нагарджуны, стоит напомнить, что в его дни царь обладал безграничной властью и был способен причинить столько вреда, что стоило оградить его от этого, используя любые средства. Обычно в государстве не существовало никакой другой силы, которая могла бы ограничить царскую власть. Если царь не был очень разумным или религиозно настроенным, стоило, не колеблясь, побудить царя к нравственному поведению, как бы грубы не были способы убеждения. Стоило даже пообещать ему будущую жизнь, в которой у него будет еще больше, чем теперь, если это был единственный способ подтолкнуть его к праведному правлению.