Новости

12.12.2024 00:16:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

05.12.2024 15:28:49

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Дхарма: блаженство

На пятом этапе под влиянием покоя – покоя в значении чисто умственного ощущения восторга – возникает блаженство, сукха. Слово «сукха» имеет различные значения в буддизме. Оно может относиться к приятным телесным ощущениям, к эмоции, приносящей удовольствие, или счастью, как гедонистическому, так и духовному. Здесь оно означает ощущение сильного счастья, которое возникает в вас, когда преображается осознанность тела. Физическая сторона восторга очищается, и остается чисто умственное или духовное переживание счастья или блаженства.

 

Если рассмотреть эту последовательность все более позитивных состояний ума, от радости к восторгу, покою или умиротворению, а теперь и к блаженству, кажется чрезвычайно странным, что в некоторых ранних книгах, написанных о буддизме на Западе, он описывается как мрачная и пессимистическая религия отрицания. Здесь мы наблюдаем совершенно противоположное. Блаженство описывается как состояние сильного счастья, которое являет собой совершенное объединение всех наших эмоциональных энергий. Они не разделены, не расщеплены. Они все объединяются в один мощный, могучий поток, текущий в одном направлении, подобно большой реке. Отрицательных эмоций нет. К тому времени, как вы подниметесь на эту ступень, у вас уже нет страстных желаний, нет страха, нет ненависти, нет беспокойства, нет вины, нет угрызений совести, нет никаких отрицательных эмоций. Какую бы энергию вы ни вкладывали в эти отрицательные эмоции, теперь она положительна и течет в форме блаженства, этого сильного счастья. Так мы поднимаемся все выше и выше по духовной лестнице.

 

Это указывает на чрезвычайно важный аспект духовной жизни: наш долг перед собой и другими быть настолько позитивными эмоционально, насколько это возможно. Так мы сможем внести вклад не только в поднятие собственного уровня сознания и бытия, но и в поднятие этого уровня у всех, с кем соприкасаемся в общении. К несчастью, человек может быть настолько скован отрицательными эмоциями, настолько пронизан страхом, беспокойством, завистью, стремлением обладания, ненавистью и недоверием, что вся его жизнь проходит как в черной туче. Чтобы это остановить, нужно очень быстро препятствовать развитию отрицательных эмоций и на самом деле развивать и поддерживать положительные эмоции любви, радости, сострадания и так далее.

 

Но слишком часто даже духовная жизнь, особенно организованная духовная жизнь, скована отрицательными эмоциями. Я не хочу снова надоедать вам подобными темами, потому что уделять внимание отрицательным эмоциям уже плохо, но стоит только оглянуться на историю Европы, на столетия религиозных преследований и охоты за ведьмами, чтобы увидеть, что это так. Урок, который мы должны усвоить из всего этого, возможно, заключается в том, чтобы не оказаться в ловушке групповых эмоций, особенно «религиозных» эмоций групп.

 

Не случайно, что фраза, которую можно назвать девизом буддизма, звучит как «саббе сатта сукхи хонту», что означает «пусть все живые существа будут счастливы». В некотором роде единственное желание буддизма – настолько все просто. Это не просто слова, которые нужно произносить и повторять. Это пожелание, чтобы все живые существа испытывали положительные эмоции, были свободны от отрицательных, были свободны испытывать счастье, блаженство, были полны любви, сострадания, покоя, радости, преданности и веры.

 

Самадхи

На шестом этапе под влиянием блаженства возникает самадхи. У этого слова есть несколько разных значений, но здесь оно означает сосредоточение. Здесь имеется в виду не насильственная фиксация ума на одном объекте, а сосредоточение, которое возникает вполне естественно, когда в этом состоянии сильного счастья все эмоциональные энергии человека устремляются в одном направлении. Другими словами, когда мы полностью счастливы, когда наши эмоциональные энергии объединены, мы по-настоящему сосредоточены. Сосредоточенный человек – это счастливый человек, а счастливый человек – это сосредоточенный человек. Чем мы счастливее, тем дольше мы сможем оставаться сосредоточенными, и, напротив, если мы обнаруживаем, что нам трудно сосредоточиться на длительное время, причина будет в том, что мы не испытываем счастья от нашего теперешнего состояния. Если бы мы по-настоящему были счастливы, мы бы не нуждались ни в чем другом – мы смогли бы просто оставаться в покое. Но мы не испытываем счастья и удовлетворенности, поэтому мы впадаем в беспокойство и отправляемся на поиски того или иного, ищем то, что нас отвлечет и разнообразит нашу жизнь.

 

Эта связь между счастьем и сосредоточением иллюстрируется еще одной историей из писаний. В ней говорится, что однажды между Буддой и одним царем возник спор. Царь пришел к Будде, чтобы расспросить его о его учении, и во время беседы неожиданно возник вопрос – вопрос о том, кто из них счастливее. Был ли Будда счастливее царя или царь – счастливее Будды? Конечно, царь был совершенно уверен, что из них двоих счастливее он. Он сказал: «Посмотри, у меня есть все эти дворцы, у меня есть армия, у меня есть эти прекрасные женщины. Несомненно, я счастливее тебя. Чем владеешь ты? Ты сидишь под деревом у порога какой-то ветхой хижины. Все, что у тебя есть – желтое одеяние и чаша для подаяний. Несомненно, я счастливее тебя».

 

Но затем Будда сказал: «Хорошо, тогда позволь мне задать тебе один вопрос. Сможешь ли ты совершенно спокойно просидеть здесь час, наслаждаясь полным и совершенным счастьем?» Царь ответил: «Наверное, смогу». И тогда Будда сказал: «Что ж, хорошо. Сможешь ли ты сидеть здесь без движения, наслаждаясь полным и совершенным счастьем, шесть часов?» И царь ответил: «Это будет довольно трудно». Тогда Будда сказал: «А сможешь ли ты просидеть здесь без движения весь день и всю ночь и быть при этом абсолютно счастливым». И царь вынужден был признать: «Нет, это будет выше моих сил». Тогда Будда сказал: «А я могу просидеть здесь семь дней и семь ночей без движения, даже не шелохнувшись, и все это время буду испытывать полное, совершенное, неизменное и неубывающее счастье. Поэтому, думаю, я счастливее тебя»77.

 

Счастье Будды проистекало из его сосредоточения, а его сосредоточение проистекало из его счастья. Поскольку он был счастлив, он был способен сосредоточиться, поскольку он мог сосредоточиться, он был счастлив. И тот факт, что царь не мог сосредоточиться, показывал, что на самом деле он не настолько счастлив, как он думал, и, безусловно, не так счастлив, как Будда.

 

Это тесно связано с практикой медитации. Мы знаем, что медитация начинается с сосредоточения, но многие из нас находят его очень трудным. На самом деле бесполезно думать, что сосредоточение можно обрести насильственным или волевым путем, хотя, конечно, многие люди именно так и думают. Довольно часто люди ощущают, что их мышление движется по накатанным рельсам: «Вот он я. Это мое время для медитации. У меня есть техника сосредоточения, которую я буду использовать. Мой ум гудит и полон праздных мыслей. Снаружи вверх и вниз по улице едут машины. Уверен, что в любую минуту кто-нибудь может постучаться в дверь. Но я собираюсь сосредоточиться. Я не особенно этого хочу, но я решил это сделать, поэтому сделаю».

Большинство людей подходят к медитации примерно так. Мы пытаемся насильственно зафиксировать ум на определенной точке, но возникают всяческие помехи – и мы отвлекаемся, потому что внутри нас нет целостности, и наши эмоциональные энергии не интегрированы. Но медитация – это не просто вопрос применения техник, даже если это правильные техники. В гораздо большей степени это вопрос постепенного роста.

 

Нужно сказать, что в буддийских писаниях мы, по-видимому, не всегда находим этому подтверждения. Они полны упоминаний, в которых монах отправляется увидеть Будду, Будда говорит ему несколько слов, и монах – или иногда мирянин – становится Просветленным. Или же в них говорится о монахе, живущем в лесу, который видит падающий с дерева лист, и благодаря этому у него возникает яркое осознание непостоянства, которое почти мгновенно приводит его к Просветлению. Почему же подобное не случается с нами?

 

По крайней мере, частично это происходит из-за того, что не подготовлена почва. Она полна камней, сорняков и мусора. Даже если мы и разбросали случайно несколько семян, у них нет никаких шансов еще до того, как в дело вмешаются дождь и свет. Поэтому нужно подготовить почву. Нужно развивать веру, удовлетворенность, радость, восторг и так далее (как в практике медитации, так и вне ее), прежде чем любая техника сосредоточения на самом деле принесет плоды. Если сосредоточение не растет таким образом, естественно и спонтанно, если мы пытаемся сделать его предметом насильственной фиксации ума на объекте, те части нашей психики, которые не были духовно обновлены или сублимированы, скорее всего, вступят в противостояние с тем, что мы делаем.

 

Мы можем целенаправленно и сознательно использовать силу воли, чтобы удерживать ум на определенном объекте – дыхании, образе Будды или мантре. У нас даже может получиться удерживать ум на этом объекте какое-то время. Но мы добьемся этого с помощью энергии сознательного ума. Бессознательный ум не сотрудничает с нами, или рано или поздно он отреагирует, и возможно даже, что это приведет к упадку.

 

Это не означает, что упражнения по сосредоточению не приносят пользы, она есть. Но они гораздо эффективнее, когда почва очищена. Если мы на самом деле не прекратили думать о том, что жизнь не приносит удовлетворения, если не возникла вера, если нет радости и точно нет восторга, покоя, блаженства и тому подобного, невозможно на самом деле сосредоточиться. Важно помнить, что сосредоточение в смысле самадхи возникает только на шестом этапе, когда пройдена уже половина пути. Только тогда мы можем на самом деле приступить к сосредоточению, потому что наши эмоциональные энергии уже объединены, и теперь мы, возможно, впервые в жизни, счастливы. Поэтому на самом деле вся жизнь должна быть подготовкой к медитации.

 

Также важно хорошо готовиться к каждой отдельной сессии медитации – здесь применим тот же самый постепенный подход, хотя временной отрезок и другой. Вы не можете просто сесть и переключить свой ум на объект сосредоточения, вам нужно подготовить для этого почву. Прежде всего, вам нужно отвлечь свои энергии от других вещей и направить их в единое русло; затем, когда подготовка к медитации закончена, упражнение по сосредоточению – осознанное дыхание или любое другое – будет лишь завершающим штрихом, и вы будете уже далеко.


Но, как бы возвышенна не была наша практика медитации, как бы сосредоточены мы не были, в данной точке мы все еще находимся на мирском уровне. Мы на спирали, но все еще подвержены гравитационному притяжению круга. Однако при переходе на следующий этап этой последовательности мы вступаем на вторую часть спирали, которая полностью запредельна и с которой мы не можем скатиться вниз.

 

Хотя на этом этапе и происходят радикальные изменения, он все же возникает под влиянием предыдущего этапа пути. Есть высказывание Будды, которое применимо здесь: «Сосредоточенный ум видит вещи такими, какими они на самом деле являются». Когда ум полон мыслей, когда в нем нет покоя, гармонии или равновесия и его увлекает то одно, то другое, он не может видеть вещи такими, какие они есть. Но сосредоточенный ум – не тот ум, который стремится удержаться на объекте сосредоточения, но ум, который естественным образом сосредоточен, с помощью упражнений по сосредоточению или без них, способен видеть истинную природу вещей.

Спиральный путь

        Спиральный путь
        Вера
        Восторг
        Блаженство
        Знание и ведение вещей как они есть
        Свобода