Глоссарий
некоторых терминов из строф Дхаммапады
Обращение к Прибежищу
Так буддисты говорят о предании себя духовному пути, в отличие от мирских целей.
Три Прибежища
Это Будда, идеал мудрости и сострадания, воплощенный в историческом Будде, но его потенциал присутствует во всех существах, Дхарма, Истина и путь, ведущий к состоянию Будды, и Сангха, содружество тех, кто обрел мудрость и сострадание Будды и кто служит наставниками и вдохновителями всем, кто следует по буддийскому пути.
Четыре истины арьев
«Арья» – это древнеиндийское слово, означающее «благородный», и в буддизме оно стало использоваться для выражения величайшего уровня духовного развития. Это истина страдания, его причины, которой является страстное желание, прекращения страдания и «благородного восьмеричного пути», ведущего к прекращению страдания.
Нирвана
Состояние, которого достигает Просветленное существо. Говорится, что оно находится за пределами слов и представлений. Это состояние, свободное от жадности, ненависти и неведения. В позитивном смысле это состояние, наделенное мудростью, которая проникает в самую сердцевину существования, и безграничным состраданием. Традиционные эпитеты для нирваны – «прохладная пещера», «освобождение», «остров посреди потоков», «запредельное» и «дальний берег».
Страдание, непостоянство и отсутствие самобытия
Это три знака или характеристики «обусловленного существования», то есть мира обыденных явлений, иногда называемого сансарой. Оно называется «обусловленным существованием», потому что Будда узрел, что все явления постоянно возникают и исчезают в зависимости от бесконечно изменяющихся условий. Когда Будда учил, что обусловленное существование – это страдание или неудовлетворенность, он не говорил, что в обычной жизни нельзя найти счастье или удовольствие, а просто указывал, что мы строим свое счастье на вещах, которые не длятся долго, и, следовательно, страдаем. Подлинное счастье можно обнаружить только в обретении Просветления, глубокого знания и видения подлинной природы вещей, неотделимого от совершенной мудрости и сострадания.
Искусные и неискусные
В рамках буддийской этики эти слова используются по отношению к поведению. Искусные действия – это те, которые обуславливаются такими состояниями ума, как покой, любовь и мудрость, ведут к счастью для себя и других. Неискусные действия обуславливаются такими состояниями ума, как жадность, ненависть и заблуждение и ведут к страданию для себя и других.
Встречи с Просветлением: истории из жизни Будды
«Встречи с Просветлением: истории из жизни Будды», Саддхалока
Встречи с Просветлением: истории из жизни