Неблагородные мотивы
Лицемерие – контролировать чувства
Ради имущества и уважения.
Лесть – говорить приятные фразы
Ради имущества и уважения.
Непрямое овладение – восхвалять
Чужое богатство, чтобы овладеть им.
Насильственное овладение – делать других
Объектом насмешек, чтобы овладеть имуществом.
Желать получить выгоды от выгоды –
Восхвалять предыдущие обретения.
Повторять пороки – снова и снова повторять
Ошибки, сделанные другими63.
Здесь нам дается противоположность неумения «почитать заслуживающих почтения». Лицемерие и лесть тесно связаны с утаиванием и притворством. Примером лицемерия может служить принятие буддийского стиля жизни, монашеского на Востоке или буддийского учителя на Западе, ради мирских преимуществ: легкой, приятной жизни, уважения, а в некоторых случаях и благополучия.
Я даже подозреваю, что в случае с подобными дзэнскими историями большинство людей отождествляют себя с мудрым учителем, а не с невежественным учеником
Мы льстим другим не только «ради имущества и уважения», для того, чтобы получить их одобрение, но также из страха. Мы пытаемся успокоить их, привести в хорошее расположение ума, чтобы они стали менее угрожающими. В Индии лесть часто груба и открыта. Люди льстят вам в лицо в самой оскорбительной манере, без малейшего колебания или стыда. Я сам становился объектом вызывающих неловкость излияний подобного рода, когда меня представляли перед лекциями. Некоторые адресаты такой лести радостно попадаются на нее, сияя перед аудиторией и согласно и удовлетворенно кивая всему, что говорят о них. Это происходит в силу их жизни в иерархическом обществе, где лесть высшим считается верной и должной. Здесь лесть принимается во многом не как утверждение объективного факта, но скорее как ясное обозначение важности и влияния адресата и зависимости льстеца от расположения этого человека. В целом, индийцы, по-видимому, считают, что если вы достаточно польстите кому-нибудь, этот человек не сможет вам ни в чем отказать.
Еще один вид лести используется тогда, когда вы бросаете взгляд на какую-то безделушку и говорите: «Мне она так нравится», – таким тоном, что владелец чувствует себя обязанным подарить ее вам. Есть и еще одна не менее неблагородная уловка – осуждать что-то с той же целью: «Ой, это же на самом деле не подходит к остальному ремонту, разве нет? Вряд ли стоит держать ее у себя – должно быть, она не так уж дорого обошлась. Хотя я бы мог найти место для нее». Еще одна довольно подлая хитрость, о которой предупреждает нас Нагарджуна – говорить кому-то, как вас порадовал подарок, данный вам раньше, как он был полезен и как бы вам пригодился на самом деле еще один подобный подарок, говорить так, что люди просто обязаны исполнить ваше пожелание. Люди не слишком изменились со времен Нагарджуны.
Важная практика буддизма – сорадование добродетелям других, но, к несчастью, многие из нас предпочитают рассуждать о пороках других. («Повторять пороки – снова и снова повторять ошибки, сделанные другими», – говорит Нагарджуна). Но чего мы на самом деле пытаемся достичь, делая это? Ясно, что мы с презрением смотрим на объекты выискивания пороков для того, чтобы показаться выше по сравнению с ними или почувствовать свое превосходство. Мы пытаемся отдалиться от определенных пороков, критикуя их в других. Часто юмор действует подобным образом. Предполагается, что, если мы видим недостаток или недальновидность в объекте высмеивания, мы свободны от подобного недостатка сами. Смех иногда сопровождается чувством облегчения – облегчения от распознавания проблемы и понимания, что сам ты не подвержен ей. Привлекательность некоторых дзэнских историй о глупом монахе, который высмеивается – и иногда пробуждается – мудрым мастером Дзэн, без сомнения можно отнести к этой человеческой склонности смеяться над глупостью других. В истории мы неизбежно отождествляем себя на некотором уровне с одним из персонажей, и я даже подозреваю, что в случае с подобными дзэнскими историями большинство людей отождествляют себя с мудрым учителем, а не с невежественным учеником.
Гордость
Посредством высокомерия обретаешь плохое потомство,
Посредством зависти – теряешь красоту.
Плохой цвет лица сопутствует гневу,
Глупость – отказу от вопрошания мудрых64.
Если вы высокомерны, рано или поздно вас станут презирать. Это традиционное буддийское воззрение. Если вы гордитесь влиятельностью своей семьи или клана – или в современных понятиях, вашим статусом профессионала – результат по закону кармы и перерождения заключается в том, что вы переродитесь в семье низкого класса и с плохой перспективой. Совершать поступки ради положения – естественная и довольно здоровая черта любой человеческой – на самом деле, любой животной – группы. Так те, кто сильнее, умнее или способнее, могут повлиять на группу в целом. В здоровом обществе те, кому недостает естественных способностей, по крайней мере, понимают преимущества опоры на лидерство тех, кто обладает лучшими качествами. Эго использует подобную ситуацию. Когда кто-то отождествляет себя с положением, сопутствующим влиятельной позиции, это эгоистичное отождествление часто находит выражение в высокомерии, и в этом случае люди, вероятно, менее умны и способны, чем им кажется, поскольку высокомерие надолго ограничивает для человека возможность влиять на других. Высокомерие – самоуверенность высокого положения, которая зависит от отношения к другим как подчиненным. Но если вы пытаетесь быть властителем над другими, они отвергнут это и попытаются обратить против вас. И, возможно, это им удастся.
Иногда то, что кажется высокомерием, на самом деле им не является, а ложное впечатление создается в силу недопонимания или столкновения характеров. Например, внутри какого-то института часто возникает конфликт между теми, кто более высокоорганизован, и теми, кто менее организован. Первый тип обвиняет второй в лени и отсутствии мотивации, а второй жалуется, что более организованные всегда говорят им, что делать. Этот недостаток понимания между людьми различных типов часто проявляется в том, что менее организованные считают более организованных высокомерными. Но если вы действительно умнее или способнее, попытайтесь ценить обычных людей за тот вклад, которые они могут сделать, а не глядите на них с презрением и духом превосходства.
Зависть
Такие эмоции, как гнев и зависть, также имеют последствия в том, что касается нашего внешнего вида. Если мы привыкли завидовать, мы начинаем выглядеть кисло, мрачно и обиженно. Шекспир передает мысль Нагарджуны лучше, чем кто-либо, когда в Отелло Яго выражает зависть к Кассио:
Его неизменная красота
Делает меня уродцем.
Зависть в каком-то смысле противоположна высокомерию. Один человек презирает, другой завидует. Именно зависть не дает нам радоваться чужому успеху или даже признавать его, как и красоту и доброту других людей. Мы возмущаемся, что другие обладают качествами, которыми, как мы чувствуем, не обладаем мы сами. На самом деле, именно зависть по самой своей природе мешает нам развивать эти качества в себе. В «Бодхичарья-аватаре» Шантидева разоблачает грубую иррациональность зависти. Обращаясь к будущему Бодхисаттве, он говорит: «Ты желаешь состояния Будды – определенно для живых существ. Почему же ты не пылаешь изнутри, видя, что им дарована та же хрупкая честь?»65
Гнев
Традиционно одно из кармических последствий гнева, как и зависти, – уродство. Гнев искажает черты, как видно во многих рисунках гротескных лиц эпохи Возрождения.
По мере того, как мы стареем, наш характер также проступает в чертах, преобладающие у нас эмоции все больше отпечатываются на нашем лице с приближением старости. История Оскара Уайльда, «Портрет Дориана Грея», обращается к этому факту. Красивый молодой человек хранит свой портрет в запертой комнате, и посредством зловещего и жуткого изменения естественного порядка вещей его портрет берет на себя последствия старения, в то время как он сам продолжает выглядеть столь же молодым, как и в дни, когда портрет был создан. Хотя он ведет совершенно бесчестную жизнь, он, кажется, совсем не стареет. Именно портрет медленно, день за днем, год за голом, показывает ужасные последствия порочности в нарисованных чертах.