Новости

07.11.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

01.11.2024 11:28:47

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Десять Наставлений и полная трансформация

Человеческая личность в своей конкретной реальности не является однородной, а состоит из многих элементов, которые, если и нельзя фактически разделить, то, по крайней мере, можно четко разграничить. Эти элементы можно обозначить по-разному. В паулианстве – это тело, душа и дух; в Упанишадах индуизма – это пять кош, представляющие собой, соответственно, пищу, дыхание, сознание, интеллект и блаженство; в неоплатонизме – soma, psyche и pneuma и т.д. В буддизме человеческую личность традиционно анализируют в соответствии с двумя, тремя или пятью основными элементами, каждый из которых, в свою очередь, может быть подвергнут анализу. Двоичный анализ разделяет личность на нама, или имя, то есть субъективное существование ума, и рупа, или форма, то есть объективное материальное существование. При троичном анализе разделение происходит на тело (кая), речь (вач, вача) и ум (читта). При более подробном пятеричном анализе личность разделяют на тело (рупа), чувства (ведана), восприятие (самджня), воля (самскара) и сознание (виджняна), которые все вместе называются пять «совокупностей» (скандх).

 

Каждая из этих групп элементов, то есть двоичной, троичной или пятеричной природы, образует центр необъятной и сложной сети доктринальных, этических и символических взаимосвязей и ассоциаций, которые на протяжении столетий становились все более и более подробными. Если у обычного непросветленного человека – имя и форма, то у Будды – Дхармакая и Рупакая, то есть «тело», в котором он воплощает истинную сущность вещей, и «тело», в котором он продолжает действовать в сущностном мире. Подобным образом, существует корреляция между разделением человека на тело, речь и сознание, и разделением Будды на (в соответствии с классификацией Йогачара, впоследствии принятой всеми школами Махаяны) Дхармакая, Рупакая (в этой классификации также Нирманакая, или «феноменальное тело»), а также Самбхогакая, или «тело блаженства» (буквально – «тело взаимной радости»), в котором он действует на более высоких духовных уровнях и посредством которого он, в частности, общается с Буддами других миров и с возвышенными Бодхисаттвами. В случае пятеричного анализа личности пять совокупностей коррелируют со многими другими группами из пяти элементов, как на микрокосмическом, так и на макрокосмическом уровне. Существует пять семейств Будды, пять знаний (джняна), пять страстей (клеша), пять элементов, пять цветов и т.д.

 

Также, поскольку объект их исследования один и тот же, а именно личность человека в конкретных обстоятельствах, двоичная, троичная и пятеричная системы анализа тесно связаны друг с другом. «Имя» при двоичном анализе соотносится с речью и умом в троичном анализе (и наоборот), тогда как ум в троичном анализе соотносится с чувством, восприятием, волей и сознанием в пятеричном анализе (и наоборот). Другими словами, каждый вид анализа это исследование человеческой личности в целом и, естественно, ее трансформации, которую мы имеем в виду, говоря о Десяти Наставлениях и Полной Трансформации. Полная трансформация представляет собой полное изменение личности в соответствии с высшим идеалом, Идеалом Человеческого Просветления.

 

Но почему именно Десять Наставлений ассоциируются с процессом полной трансформации, а не Пять или, к примеру, Восемь? Ответ на этот вопрос вытекает из уже сказанного. Наставления представляют собой воплощение обращения к Прибежищу в каждом аспекте человеческого бытия. Другими словами, они являют собой полную трансформацию личности, обращающейся к Прибежищу, в соответствии с идеалами, которые несет в себе обращение к Прибежищу. Поэтому наставления, которым такой человек обещает следовать как естественному продолжению обращения к Прибежищу, должны соответствовать главным принципам его жизни. А это означает, что классификация наставлений должна соответствовать «классификации» человека в той или иной буддийской традиции анализа.

 

Единственным собранием наставлений, удовлетворяющим этому требованию, являются Десять Наставлений, которые соответствуют троичному разделению человека на тело, речь и ум, поскольку объединяют в себе три наставления в отношении тела, четыре – в отношении речи и три – в отношении ума. Именно Десять Наставлений достаточно ясно подтверждают тот факт, что Наставления представляют полную трансформацию личности как следствие обращения к Прибежищу, и поэтому члены Буддийского Ордена Триратна следуют именно Десяти Наставлениям.

 

Прежде чем мы завершим рассмотрение этой темы, позвольте мне привлечь ваше внимание к одному важному и интересному факту. Как мы видим, буддизм различает в человеке тело, речь и ум, и эта триада лежит в основе Десяти Наставлений. Упоминания о «теле, речи и уме» часто находят в Трипитаке, и может сложиться впечатление, что эта триада восходит к самому раннему периоду буддизма, являясь частью собственного «языка» Будды. Как мы знаем, этот язык был заимствован у существовавших уже на тот момент индийских религиозных традиций и отчасти адаптирован, а некоторые термины и концепции приобрели совершенно новое значение или интерпретацию. Триада тела, речи и ума не входила в этот уже существующий «язык». И действительно, в соответствии с источниками, проверить которые у меня еще не было возможности, в Ведах отсутствует концепция человека, состоящего из тела, речи и ума. Если это не было открытием Будды, а судя по всему, оно им не было, тогда откуда он позаимствовал эту концепцию? Единственный источник, откуда он мог перенять ее – и это тот интересный и, возможно, существенный момент, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание, – из Зороастрийской традиции, в которой эта же триада занимает исключительно важное место и в которой, как и в буддизме, подчеркивается важность соответствующего троичного очищения.

 

Этот факт поднимает множество интереснейших вопросов, касающихся взаимоотношений между Индией и Персидской империей, Индией и Центральной Азией, а также влияния зороастризма на буддизм и буддизма, в свою очередь, на суфизм. Но как бы интересны эти вопросы ни были, мы не сможем их рассмотреть здесь. Поэтому перейдем к нашей следующей теме.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость