Десять Наставлений как принципы этики
Вначале определимся с понятиями. Слово «принцип» в нашем случае будет означать:
а) фундаментальная истина; всеобъемлющая доктрина или законы, от которых происходят все остальные или основываются на них;
б) установленный порядок действий; закон, устанавливающий определенный тип поведения; точка зрения, отношение или убеждение, которое оказывает прямое влияние на жизнь и поведение; правила поведения (обычно – правильного поведения), постоянно направляющее действия человека.
Из сказанного понятно, что значение английского слова «principle» (происходящее от латинского «principium, princeps») имеет много общего с санскритским словом дхарма (=дхамма (пали), фа (кит.), чёс (тиб.)). Дхарма, которую проповедовал Будда, и в которой в виде Второй Драгоценности мы принимаем Прибежище, означает не только фундаментальную истину или реальность всего сущего, проявляющуюся в Просветленном сознании Будды, но и истину или реальность, передаваемую человечеству в виде всеобъемлющего закона или доктрины, определяющей законы поведения, напрямую влияющие на жизнь и поведение дхармачари и дхармачарини, то есть тех, кто практикует Дхарму как истину и Дхарму как праведность. Таким образом, термины «принцип» и «дхарма» имеют двойное значение, имеющее отношение как к мысли, так и к действию, как к теории, так и к практике. Под этикой обычно понимают «науку о моральном долге» или, в более широком значении, «науку об идеальном характере человека и идеальных результатах его действий». Для рассмотрения нашей темы будем понимать под этикой область знаний, касающихся поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном.
Английское выражение «TenPrecepts» («Десять Наставлений») я использовал в качестве эквивалента других различных терминов из санскрита и пали. То, что мы называем Десятью Наставлениями, в канонических источниках встречаются под термином «десять шил» (термин, который может быть применим, как мы увидим далее, к более чем одному списку наставлений), а также под терминами «десять шиксапад», «десять кушала-карма-патха» и т.д. Хочется отметить, что при всем разнообразии терминов, количество пунктов, объединяемых каждым из них, остается неизменным, как и их содержание. И действительно, как мы видели при рассмотрении пятидесяти сутт Ангуттара-Никая, являющихся каноническими источниками Десяти Наставлений, то, что мы называем Десятью Наставлениями, встречается под множеством названий, но их содержание остается всегда неизменным. Чаще всего, описывая Десять Наставлений, говорят о воздержании от десяти акушала-дхарм и следовании, практике и развитию десяти кушала-дхарм.
Кушала – очень важный термин. В широком понимании он означает умный, толковый или искусный в смысле знания как действовать с пользой, а не наоборот. Кушала-карма или искусное действие, таким образом, означает действие, направленное на достижение, как для себя, так и для других, наилучших результатов в плане счастья, знаний и свободы, то есть действие, выполняемое в состоянии постоянного осознавания как закона кармы, так и страдания, изменчивости и иллюзорности, характерных для обусловленного существования, а также блаженства, постоянства и пустотности, свойственных Необусловленному. Из этого следует, что кушала – этический термин, поскольку он применим в этике, которая, по нашему определению, касается «поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном». Но это еще не все. Термин кушала используется при описании поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном далеко не только в абстрактном или «сравнительном» смысле. Он применяется в отношении совершенно четкого представления, которому является названием и которое он воплощает, о том, что «правильное» – это все, что способствует Просветлению, а «неправильное» – это все, что не способствует. Поэтому «этика» и «кушала» означают одно и то же. Кушала – не просто термин, применяемый в этике. Кушала и есть этика.
Мы не остановимся на этом. Тема, которую мы рассматриваем, называется «Десять Наставлений как принципы этики». Мы определили, что наиболее известным термином, определяющим Десять Наставлений, является десять кушала-дхарм. Мы также выяснили, что термины «принцип» и «дхарма» имеют много общего, вплоть до того, что они одинаково относятся к мышлению и действию, теории и практике; и что кушала совпадает по значению с термином «этичный» и даже «этика». Исходя из этого, должно быть ясно без дальнейших пояснений, что Десять Наставлений представляют собой принципы этики или этические принципы. Это не правила в узком, буквальном понимании этого слова. Они не применимы к элементарным действиям, хотя, конечно же, могут иметь к ним опосредованное отношение.
Следование Наставлениям представляет собой воплощение обращения к Прибежищу в каждом аспекте существования, то есть полную трансформацию личности, обращающейся к Прибежищу в соответствии с Идеалом, что означает всевозрастающее влияние на ее поведение десяти высоких этических принципов – ненасилия или любви, неприсвоения или щедрости и т.д. Поэтому Десять Наставлений не являются правилами, хотя правила можно устанавливать основываясь на них. Если принимать Наставления тем, чем они на самом деле являются – этическими принципами, в соответствии с которыми мы стараемся реализовать себя в жизни наилучшим образом как результат нашей приверженности Идеалу Просветления, – можно избежать многих неясностей. И Наставления сами по себе тогда вызовут большее вдохновение.
Хотя Наставления – это, безусловно, общие принципы, а не правила, последние, как я уже говорил, в значении правил практики, можно устанавливать на основе Наставлений. Далее, Наставления и в качестве принципов, и в качестве правил, могут передаваться от учителя к ученикам в пределах определенных церемониальных действий. Поэтому теперь перейдем к теме Десять Наставлений как правила практики.
Десять Столпов Буддизма
- Связь между Прибежищами и Наставлениями
- Канонические источники Десяти Наставлений
- Десять Наставлений и полная трансформация
- Десять Наставлений как принципы этики
- Десять Наставлений как правила практики
- Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
- Десять Наставлений и другие этические нормы
- Десять Наставлений и образ жизни
- Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
- Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
- Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
- Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
- Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
- Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
- Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
- Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
- Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
- Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость