Новости

07.11.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

01.11.2024 11:28:47

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Десять Наставлений как принципы этики

Вначале определимся с понятиями. Слово «принцип» в нашем случае будет означать:

 

а) фундаментальная истина; всеобъемлющая доктрина или законы, от которых происходят все остальные или основываются на них;

 

б) установленный порядок действий; закон, устанавливающий определенный тип поведения; точка зрения, отношение или убеждение, которое оказывает прямое влияние на жизнь и поведение; правила поведения (обычно – правильного поведения), постоянно направляющее действия человека.

 

Из сказанного понятно, что значение английского слова «principle» (происходящее от латинского «principium, princeps») имеет много общего с санскритским словом дхарма (=дхамма (пали), фа (кит.), чёс (тиб.)). Дхарма, которую проповедовал Будда, и в которой в виде Второй Драгоценности мы принимаем Прибежище, означает не только фундаментальную истину или реальность всего сущего, проявляющуюся в Просветленном сознании Будды, но и истину или реальность, передаваемую человечеству в виде всеобъемлющего закона или доктрины, определяющей законы поведения, напрямую влияющие на жизнь и поведение дхармачари и дхармачарини, то есть тех, кто практикует Дхарму как истину и Дхарму как праведность. Таким образом, термины «принцип» и «дхарма» имеют двойное значение, имеющее отношение как к мысли, так и к действию, как к теории, так и к практике. Под этикой обычно понимают «науку о моральном долге» или, в более широком значении, «науку об идеальном характере человека и идеальных результатах его действий». Для рассмотрения нашей темы будем понимать под этикой область знаний, касающихся поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном.

 

Английское выражение «TenPrecepts» («Десять Наставлений») я использовал в качестве эквивалента других различных терминов из санскрита и пали. То, что мы называем Десятью Наставлениями, в канонических источниках встречаются под термином «десять шил» (термин, который может быть применим, как мы увидим далее, к более чем одному списку наставлений), а также под терминами «десять шиксапад», «десять кушала-карма-патха» и т.д. Хочется отметить, что при всем разнообразии терминов, количество пунктов, объединяемых каждым из них, остается неизменным, как и их содержание. И действительно, как мы видели при рассмотрении пятидесяти сутт Ангуттара-Никая, являющихся каноническими источниками Десяти Наставлений, то, что мы называем Десятью Наставлениями, встречается под множеством названий, но их содержание остается всегда неизменным. Чаще всего, описывая Десять Наставлений, говорят о воздержании от десяти акушала-дхарм и следовании, практике и развитию десяти кушала-дхарм.

 

Кушала – очень важный термин. В широком понимании он означает умный, толковый или искусный в смысле знания как действовать с пользой, а не наоборот. Кушала-карма или искусное действие, таким образом, означает действие, направленное на достижение, как для себя, так и для других, наилучших результатов в плане счастья, знаний и свободы, то есть действие, выполняемое в состоянии постоянного осознавания как закона кармы, так и страдания, изменчивости и иллюзорности, характерных для обусловленного существования, а также блаженства, постоянства и пустотности, свойственных Необусловленному. Из этого следует, что кушала – этический термин, поскольку он применим в этике, которая, по нашему определению, касается «поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном». Но это еще не все. Термин кушала используется при описании поведения человека, когда оно связано с представлением о верном и неверном далеко не только в абстрактном или «сравнительном» смысле. Он применяется в отношении совершенно четкого представления, которому является названием и которое он воплощает, о том, что «правильное» – это все, что способствует Просветлению, а «неправильное» – это все, что не способствует. Поэтому «этика» и «кушала» означают одно и то же. Кушала – не просто термин, применяемый в этике. Кушала и есть этика.

 

Мы не остановимся на этом. Тема, которую мы рассматриваем, называется «Десять Наставлений как принципы этики». Мы определили, что наиболее известным термином, определяющим Десять Наставлений, является десять кушала-дхарм. Мы также выяснили, что термины «принцип» и «дхарма» имеют много общего, вплоть до того, что они одинаково относятся к мышлению и действию, теории и практике; и что кушала совпадает по значению с термином «этичный» и даже «этика». Исходя из этого, должно быть ясно без дальнейших пояснений, что Десять Наставлений представляют собой принципы этики или этические принципы. Это не правила в узком, буквальном понимании этого слова. Они не применимы к элементарным действиям, хотя, конечно же, могут иметь к ним опосредованное отношение.

 

Следование Наставлениям представляет собой воплощение обращения к Прибежищу в каждом аспекте существования, то есть полную трансформацию личности, обращающейся к Прибежищу в соответствии с Идеалом, что означает всевозрастающее влияние на ее поведение десяти высоких этических принципов – ненасилия или любви, неприсвоения или щедрости и т.д. Поэтому Десять Наставлений не являются правилами, хотя правила можно устанавливать основываясь на них. Если принимать Наставления тем, чем они на самом деле являются – этическими принципами, в соответствии с которыми мы стараемся реализовать себя в жизни наилучшим образом как результат нашей приверженности Идеалу Просветления, – можно избежать многих неясностей. И Наставления сами по себе тогда вызовут большее вдохновение.

 

Хотя Наставления – это, безусловно, общие принципы, а не правила, последние, как я уже говорил, в значении правил практики, можно устанавливать на основе Наставлений. Далее, Наставления и в качестве принципов, и в качестве правил, могут передаваться от учителя к ученикам в пределах определенных церемониальных действий. Поэтому теперь перейдем к теме Десять Наставлений как правила практики.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость