Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
Как и в случае с термином абхиджа, глубоко вникнуть в понятие «Ненависть» можно, анализируя значение не только самого слова, но и других, являющихся его синонимами. Вьяпада (или бьяпада) означает «поступать плохо, причинять вред, желание нанести увечье, недоброжелательность, злая воля». Родственные слова – вьядхи, означающее «болезнь, недомогание, заболевание, недуг», и вьядха, означающее «охотник». Таким образом становится понятно, что общее значение термина – желание зла. Ближайшие по значению к вьяпада термины – доша (санскрит двеша), кодха (санскрит кродха) и вера (санскрит вайра). Доша означает «злость, злой умысел, злая воля, злобность, порча, злоба, ненависть», кодха – просто «злость», а вера – «неприязнь».
Истинную природу неискусного состояния сознания, которого касается Девятое Наставление, можно уяснить только установив связь между понятиями «Ненависть» и «Алчность». В то время как алчность это состояние, при котором «я» или эго выражает свое отношение к «не-я» или «не-эго» в виде желания присвоить его или даже сделать частью себя, ненависть – это состояние, возникающее в том случае, если такое отношение обнаруживается, предупреждается или пресекается самим «не-я» или «не-эго», либо другим лицом или фактором. Поэтому, если алчность является первичным психологическим состоянием, то ненависть – вторичным. Оно проявляется в виде смертельного желания причинить возможно больший вред и урон всему, что становится между алчущим субъектом и объектом алчности.
Что касается положительной противоположности принципа Воздержания от Ненависти, то это не Любовь, как логично было бы представить, а Сострадание. Термин Любовь уже используется в качестве положительной противоположности Воздержанию от Убийства, но главная причина того, что в данном случае пользуются словом Сострадание, а не Любовь, в том, что положительная противоположность Воздержания от Ненависти содержится в понятии Идеала Бодхисаттвы. В соответствии с текстом Упали-парипричча или «Вопросы (Архата) Упали», махаянской Ратнакута-сутрой, для Бодхисаттвы пренебрежение наставлениями под воздействием желания (=алчности) считается мелким нарушением, даже если это происходило во множестве кальп, тогда как даже один единственный случай пренебрежения каким-либо наставлением под воздействием злости (=ненависти) считается очень серьёзным нарушением. Причиной служит то, что «Бодхисаттва, не следующий наставлениям из-за желания, [всё еще] держит чувствующих существ в своих объятиях, а Бодхисаттва, не следующий наставлениям из-за ненависти, отрекается от них от всех».1 В этом эпизоде, впрочем, как и во всех других, Махаяна вовсе не утверждает, что пренебрежение наставлениями из-за желания не существенно, но подчеркивает, в присущей ей гиперболической манере, что для Бодхисаттвы крайне важно не отрекаться от чувствующих существ, ни при каких обстоятельствах, а пренебрегая наставлениями из-за ненависти, он делает именно это. Ненависть и сострадание взаимоисключающи. Поэтому «Сострадание», а не «Любовь» – положительная противоположность Воздержания от Ненависти.
Следующие виды медитации помогают определить ненависть, возникающую при препятствовании алчности: четыре Брахма Вихары, то есть систематическое развитие (бхавана) таких положительных состояний сознания как любовь, сострадание, сорадование и равностность, а также такие практики как Сорадование благим заслугам и Пуджа. После исчезновения ненависти можно приступать к устранению алчности, которая служит причиной ненависти.
Девятое Наставление – рубиновый столп. Он рубиновый потому, что классический рубин – глубокого чистого красного цвета, а красный – не только цвет Любви и Сострадания, но также, в более буквальном смысле, цвет крови, той самой крови, которую Бодхисаттва готов пролить и разделить между сотнями жизней на благо всех живых существ.
1Сокровищница махаянских сутр. Избранные отрывки Махаратнакута-сутры. Перевод Буддийской ассоциации Соединенных Штатов Америки, главный редактор Garma C.C. Chang (Пенсильвания и Лондон 1983), стр. 270
Десять Столпов Буддизма
- Связь между Прибежищами и Наставлениями
- Канонические источники Десяти Наставлений
- Десять Наставлений и полная трансформация
- Десять Наставлений как принципы этики
- Десять Наставлений как правила практики
- Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
- Десять Наставлений и другие этические нормы
- Десять Наставлений и образ жизни
- Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
- Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
- Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
- Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
- Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
- Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
- Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
- Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
- Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
- Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость