Новости

07.11.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

01.11.2024 11:28:47

Буддийская медитация онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

24.10.2024 12:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

Десять Наставлений и другие этические нормы

Мы уже рассмотрели Десять Наставлений в качестве кушала-дхарм, что, как мы выяснили, означает этические принципы, и в качестве шикшапад или правил тренировки, а также в качестве пути или способа совершения искусных действий, равно как и в качестве «Мула Пратимокши», как неявно для всех буддистов, так и явно для членов Буддийского Ордена Триратна. И теперь нам осталось определить взаимосвязь Десяти Наставлений с другими этическими учениями, особенно ярко представленными в буддийской литературе и жизни буддистов.

 

Одним из наиболее важных в этом смысле, является учение о Восьмеричном Пути, с которым Десять Наставлений роднит понятие о трех скандхах или «группах», две во многом схожие концепции – три сампады или «достижения» и три шикши или «совершенствования», а также понятие о трех способах искусного действия. Три группы – это шила или этика, самадхи или концентрация и медитация, и праджня или мудрость. Поскольку первые семь наставлений имеют отношение к телу и речи, они образуют благородную группу шил или этических норм, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути этика подразделяется на Совершенные Речь, Действия и Правильные Средства к Существованию, абсолютно ясно, что первые семь наставлений соответствуют третьей, четвертой и пятой составляющим Благородного Восьмеричного Пути. Подобным же образом, поскольку восьмое и девятое наставления касаются той области мыслительной деятельности, которая связана с благородной группой самадхи или концентрации и медитации, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути концентрация и медитация подразделяется на Совершенные Усилие, Осознанность и Концентрацию, восьмое и девятое наставления более всего соответствуют шестой, седьмой и восьмой составляющим Благородного Восьмеричного Пути, и наконец, поскольку десятое наставление касается той части мыслительного процесса, которая включает в себя благородную группу мудрости, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути мудрость делится на Совершенные Эмоции и Видение, десятое наставление должно соответствовать первой и второй составляющим Благородного Восьмеричного Пути. Безусловно, все это можно было бы представить гораздо нагляднее при помощи диаграммы.

 

Как бы там ни было, можно заметить, хоть я и говорил обо всех десяти наставлениях как об этических принципах, в текущем контексте только первые семь из них составляют благородную группу шила, или этическую группу. Это противоречие скорее видимое, чем реальное. У термина «этика» есть два смысла – широкий и узкий. Этика в широком смысле – это искусство или наука о поведении человека и его характере, которые оцениваются в сравнении со стандартом или идеалом, и в этом смысле все Десять Наставлений представляют собой этические принципы. Этика как таковая в определенной степени представляет собой религию в ее практическом аспекте. Этика в узком смысле касается внешнего поведения, тела и речи и, исходя именно из этого, первые семь наставлений соотносятся с благородной этической группой.

 

Определяя родственную связь Десяти Наставлений с одними сводами этических принципов, необходимо также отграничить их от других сводов с похожими названиями. Имеются в виду Десять Наставлений, которым следуют шраманера или новопосвященные монахи, а именно свод правил, состоящий в дополнение к Пяти Наставлениям («воздержание от причинения вреда в сексуальной сфере» заменено на «обет безбрачия») из следующих положений: воздержание от приема пищи в неположенное время; от пения, танцев, исполнения музыки и неприличных представлений; от ношения цветочных гирлянд, использования духов, мазей и украшений; от пользования роскошным ложем и креслом; от ношения золота и серебра. Совершенно очевидно, что эти наставления принципиально отличаются от тех, что составляют вторую половину «Мула Пратимокши», и хотя они, безусловно, могут быть полезны и даже необходимы для некоторых людей или в определенных обстоятельствах, они вряд ли имеют основополагающее значение.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость