Десять Наставлений и другие этические нормы
Мы уже рассмотрели Десять Наставлений в качестве кушала-дхарм, что, как мы выяснили, означает этические принципы, и в качестве шикшапад или правил тренировки, а также в качестве пути или способа совершения искусных действий, равно как и в качестве «Мула Пратимокши», как неявно для всех буддистов, так и явно для членов Буддийского Ордена Триратна. И теперь нам осталось определить взаимосвязь Десяти Наставлений с другими этическими учениями, особенно ярко представленными в буддийской литературе и жизни буддистов.
Одним из наиболее важных в этом смысле, является учение о Восьмеричном Пути, с которым Десять Наставлений роднит понятие о трех скандхах или «группах», две во многом схожие концепции – три сампады или «достижения» и три шикши или «совершенствования», а также понятие о трех способах искусного действия. Три группы – это шила или этика, самадхи или концентрация и медитация, и праджня или мудрость. Поскольку первые семь наставлений имеют отношение к телу и речи, они образуют благородную группу шил или этических норм, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути этика подразделяется на Совершенные Речь, Действия и Правильные Средства к Существованию, абсолютно ясно, что первые семь наставлений соответствуют третьей, четвертой и пятой составляющим Благородного Восьмеричного Пути. Подобным же образом, поскольку восьмое и девятое наставления касаются той области мыслительной деятельности, которая связана с благородной группой самадхи или концентрации и медитации, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути концентрация и медитация подразделяется на Совершенные Усилие, Осознанность и Концентрацию, восьмое и девятое наставления более всего соответствуют шестой, седьмой и восьмой составляющим Благородного Восьмеричного Пути, и наконец, поскольку десятое наставление касается той части мыслительного процесса, которая включает в себя благородную группу мудрости, и поскольку в Благородном Восьмеричном Пути мудрость делится на Совершенные Эмоции и Видение, десятое наставление должно соответствовать первой и второй составляющим Благородного Восьмеричного Пути. Безусловно, все это можно было бы представить гораздо нагляднее при помощи диаграммы.
Как бы там ни было, можно заметить, хоть я и говорил обо всех десяти наставлениях как об этических принципах, в текущем контексте только первые семь из них составляют благородную группу шила, или этическую группу. Это противоречие скорее видимое, чем реальное. У термина «этика» есть два смысла – широкий и узкий. Этика в широком смысле – это искусство или наука о поведении человека и его характере, которые оцениваются в сравнении со стандартом или идеалом, и в этом смысле все Десять Наставлений представляют собой этические принципы. Этика как таковая в определенной степени представляет собой религию в ее практическом аспекте. Этика в узком смысле касается внешнего поведения, тела и речи и, исходя именно из этого, первые семь наставлений соотносятся с благородной этической группой.
Определяя родственную связь Десяти Наставлений с одними сводами этических принципов, необходимо также отграничить их от других сводов с похожими названиями. Имеются в виду Десять Наставлений, которым следуют шраманера или новопосвященные монахи, а именно свод правил, состоящий в дополнение к Пяти Наставлениям («воздержание от причинения вреда в сексуальной сфере» заменено на «обет безбрачия») из следующих положений: воздержание от приема пищи в неположенное время; от пения, танцев, исполнения музыки и неприличных представлений; от ношения цветочных гирлянд, использования духов, мазей и украшений; от пользования роскошным ложем и креслом; от ношения золота и серебра. Совершенно очевидно, что эти наставления принципиально отличаются от тех, что составляют вторую половину «Мула Пратимокши», и хотя они, безусловно, могут быть полезны и даже необходимы для некоторых людей или в определенных обстоятельствах, они вряд ли имеют основополагающее значение.
Десять Столпов Буддизма
- Связь между Прибежищами и Наставлениями
- Канонические источники Десяти Наставлений
- Десять Наставлений и полная трансформация
- Десять Наставлений как принципы этики
- Десять Наставлений как правила практики
- Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
- Десять Наставлений и другие этические нормы
- Десять Наставлений и образ жизни
- Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
- Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
- Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
- Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
- Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
- Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
- Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
- Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
- Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
- Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость