Новости

06.05.2025 17:49:49

Обучение буддийской медитации онлайн

Научитесь медитировать!

Читать дальше …

03.05.2025 14:32:00

Обучение медитации и буддизму онлайн

Присоединяйтесь к нашей группе в ВКонтакте

Читать дальше …

03.05.2025 13:50:01

Научитесь медитировать плохо!

Вводный курс: Обучение медитации онлайн

Читать дальше …

03.05.2025 00:16:10

Что такое буддийская практика?

Вводный курс: введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

28.04.2025 14:13:46

Цитаты Сангхаракшиты

в честь года его рождения, 100 лет назад

Читать дальше …

06.04.2025 14:22:53

Отзывы о Суваннавире

Суваннавира - буддист и учитель медитации

Ссылка для отзыва

Читать дальше …

Содержание книги «Десять столпов буддизма»

Десять Столпов Буддизма
Десять Столпов Буддизма

Читать: Десять Столпов Буддизма, Сангхаракшита.

Содержание книги «Десять столпов буддизма» в формате pdf.

Перевод с английского: Ростислав Владимирович Бурденюк.

Первое издание, 2015.
Текст на обложке: фрагменты Кутаданта Сутты на языке пали.

ISBN: 978-1-326-01872-6

Содержание книги «Десять столпов буддизма»

• Десять Наставлений: воздержание от убийства, взятия чужого, причинения вреда в сексуальной сфере, лживых и грубых речей, пустых речей, клеветы, алчности, ненависти и ложных воззрений
• Благие Обеты: очищение тела, речи и ума добрыми делами, щедростью, спокойствием, искренними и добрыми словами, отказом от алчности, заменой ненависти состраданием и преображением неведения в мудрость

Предисловие
• Книга представлена на собрании Буддийского Ордена "Триратна" в Лондоне в 1984 году
• Сангхаракшита подчеркивает важность десяти столпов для всех членов Ордена и не-буддистов
• Книга предлагает формулу этической жизни, основанную на поиске прибежища

Автор и его вклад
• Сангхаракшита (Деннис Лингвуд) родился в 1925 году в Лондоне
• Принял буддийское монашество в Индии и сыграл ключевую роль в возрождении буддизма
• Основал Буддийскую Общину "Триратна" в 1967 году и Буддийский Орден "Триратна" в 1968 году
• В последние годы передал большую часть обязанностей старшим руководителям Ордена

Значение шестнадцатой годовщины
• Буддийский Орден "Триратна" основан в 1968 году, шестнадцатая годовщина отмечается в 1984 году
• Шестнадцать символизирует устойчивость и стабильность, а также любовь и освобождение ума

Шестнадцатый День рождения Ордена
• Орден достиг возраста независимого суждения и стал взрослым.
• Духовное созревание может занять еще несколько лет.
• Важно помнить о тех, кто не смог присоединиться к празднику.

Выбор темы лекции
• Автор решил прочитать лекцию о Десяти Наставлениях.
• Тема выбрана по трем причинам: важность, влияние и принцип "больше и больше меньшего".

Значение Десяти Наставлений
• Десять Наставлений являются опорой Дхармы.
• Они важны для понимания и практики буддизма.
• Автор надеется, что тема этики не покажется скучной.

Структура выступления
• Выступление будет разделено на две части: коллективное рассмотрение и индивидуальное.
• Автор постарается избежать схоластического анализа.

Связь между Прибежищами и Наставлениями
• Три Прибежища: Будда, Дхарма, Сангха
• Обращение к Прибежищу превращает человека в буддиста
• Обращение к Прибежищу объединяет буддистов

Канонические источники Десяти Наставлений
• Будда не писал, учение передавалось устно
• Буддийские трактаты появились после письменной фиксации
• Сутра Питака наиболее важна, упоминания о Десяти Наставлениях в каждой из агам никай

Десять Наставлений и полная трансформация
• Обращение к Прибежищу должно найти продолжение в Наставлениях
• Полная трансформация наиболее полно отражена в Десяти Наставлениях

Десять Наставлений как принципы этики
• Наставления как правила практики
• Наставления как "Мула Пратимокша"
• Наставления и другие этические нормы
• Наставления и образ жизни

Духовное развитие Кутаданты
• Будда дал Кутаданте советы и определил стадии духовного развития.
• Кутаданта понял, что является лучшей жертвой и обрел чистый Глаз Истины.

Десять Наставлений в Мадджхима-Никая
• В сутте Севитабба-асевитабба-сутта Шарипутра подробно объясняет Десять Наставлений.
• Будда наставляет о двух типах поведения: неискусном и искусном.
• Шарипутра описывает десять неблагих и десять благих состояний.

Примеры толкований Шарипутры
• Шарипутра объясняет воздержание от алчности и ненависти.
• Он утверждает, что неискусные состояния ума доминируют при алчности, а искусные — при воздержании от алчности.

Другие источники Десяти Наставлений
• В Ангуттара-Никая есть группа из пятидесяти коротких сутт, где Будда объясняет Десять Наставлений.
• В одной из сутт Будда разъясняет Чунде, как следовать Десяти Наставлениям в позитивной форме.

Описание благих поступков
• Будда описывает три вида действий тела, четыре вида действий речи и три вида действий ума, которые очищают человека.
• Эти действия включают воздержание от убийства, воровства, сексуальных связей, лжи, клеветы, пустословия и грубости.
• Также описываются правильные воззрения и совершение даяний и подношений.

Десять Наставлений Буддизма
• Десять Наставлений представляют собой нравственное поведение, которое можно рассматривать с разных точек зрения.
• Будда рассматривает человека как обладающего или не обладающего десятью, двадцатью, тридцатью или сорока качествами, достойными похвалы или порицания.
• Эти качества включают соблюдение или несоблюдение Десяти Наставлений, поощрение других к их соблюдению и одобрение их действий.

Источники и упоминания
• Десять Наставлений можно найти в Трипитаке и сутрах Типитаки.
• В Махавасту, части Виная-питаки, есть упоминание о Десяти Наставлениях в Киннари Джатаке.
• В сутре Аштасахасрика-праджня-парамита Будда рассказывает о признаках невозвращающегося Бодхисаттвы, который следует десяти способам совершения благих действий.
• В сутре Вималакирти-нирдеша утверждается, что десять способов искусного действия являются путем привнесения Дхармы в мир.
• В Сутре Золотого Света и "Рассуждении о десяти способах благого действия" также упоминаются Десять Наставлений.

Десять Наставлений и полная трансформация
• Человеческая личность состоит из множества элементов, которые можно четко разграничить.
• В буддизме личность анализируют в соответствии с двумя, тремя или пятью основными элементами.
• Полная трансформация, являющаяся результатом обращения к Прибежищу, представляется именно Десятью Наставлениями.

Пятеричный анализ личности
• Пять совокупностей коррелируют с другими группами из пяти элементов.
• Существует пять семейств Будды, пять знаний, пять страстей, пять элементов.
• Двоичная, троичная и пятеричная системы анализа тесно связаны.

Десять Наставлений и Полная Трансформация
• Полная трансформация представляет собой изменение личности в соответствии с Идеалом Человеческого Просветления.
• Десять Наставлений ассоциируются с процессом полной трансформации.
• Наставления представляют собой обращение к Прибежищу в каждом аспекте бытия.

Триада тела, речи и ума
• Буддизм различает тело, речь и ум.
• Эта триада лежит в основе Десяти Наставлений.
• Триада не была открытием Будды, а заимствована из Зороастрийской традиции.

Десять Наставлений как принципы этики
• Принципы этики включают в себя фундаментальные истины и законы поведения.
• Десять Наставлений представляют собой принципы этики, а не правила.
• Следование Наставлениям ведет к полной трансформации личности.
• Наставления вдохновляют на реализацию себя в жизни наилучшим образом.

Десять Наставлений как правила практики
• Десять Наставлений можно рассматривать как правила практики, эквивалентные санскритскому термину "шикшапады".
• "Пада" означает "шаг", "шикша" - "предмет", "пада" - "практика".
• "Шикша" также означает "изучение", "обучение", "наставление".
• Изучение Десяти Наставлений включает в себя их понимание, применение в повседневной жизни и соблюдение обетов.

Десять Наставлений как Мула Пратимокша
• Термин "пратимокша" означает "освобождение от", но его значение варьируется.
• В Раннем Буддизме "пратимокша" обозначал свод из 150 правил для монахов.
• Впоследствии этот термин применялся к уставам для различных социально-религиозных классов.
• Различия между монахами и мирянами в соблюдении наставлений увеличились, что нарушило единство общины.
• Для сохранения духовного единства необходимо утверждение верховенства обращения к Прибежищу и сокращение числа правил до тех, что представляют этическую ценность.
• Десять Наставлений, включающие три "ментальных" наставления, являются более полным сводом, чем все семь пратимокш вместе взятых.

Десять Наставлений Буддизма
• Десять Наставлений — это десять важнейших этических принципов, общих для всех практикующих буддистов.
• Они призваны направлять и изменять человеческую жизнь.

Орден Триратна и Десять Наставлений
• Орден Триратна отдает предпочтение Десяти Наставлениям перед другими сводами наставлений.
• Десять Наставлений являются инструментом достижения "освобождения личности" для всех членов буддийской общины.

Посвящение и одежда
• В Ордене Триратна существует одно посвящение — в дхармачари(ни).
• Члены Ордена носят обычную "мирскую" одежду, не относясь к "мирянам" в традиционном буддийском смысле.

Исторический контекст
• Будда и Шарипутра излагают Десять Наставлений перед собранием монахов.
• В Ангуттара-Никая есть сутты, описывающие следование Десяти Наставлениям женщинами и мирянами.

Универсальность Десяти Наставлений
• Десять Наставлений представляют собой нормы этического поведения для всех форм жизни с самосознанием.
• Они вместе с Тремя Драгоценностями представляют собой фокус единения всех буддистов.


Взаимосвязь с другими учениями
• Десять Наставлений роднит понятие о трех группах: самадхи (этика), шила (концентрация и медитация), праджня (мудрость).
• Первые семь наставлений соответствуют третьей, четвертой и пятой составляющим Благородного Восьмеричного Пути.
• Восьмое и девятое наставления соответствуют шестой, седьмой и восьмой составляющим Благородного Восьмеричного Пути.
• Десятое наставление соответствует первой и второй составляющим Благородного Восьмеричного Пути.

Этика и поведение
• Этика в широком смысле включает все Десять Наставлений.
• Этика в узком смысле касается внешнего поведения, тела и речи, и первые семь наставлений соотносятся с благородной этической группой.

Отличие от других сводов
• В Ордене Триратна есть свод правил для новопосвященных монахов, который отличается от второй половины Десяти Наставлений.

Приверженность и образ жизни
• Приверженность Трем Драгоценностям первична, образ жизни вторичен.
• Образ жизни зависит от приверженности и является её выражением.
• Образ жизни должен быть открыт для критики и обсуждения.

Десять Наставлений и образ жизни
• Образ жизни не нейтрален и требует этической оценки.
• Некоторые виды образа жизни, такие как городской или сельский, могут обсуждаться без оценки.
• Другие, например, образ жизни убийцы или проститутки, требуют этической критики.

Первое Наставление: Воздержание от убийства живых существ
• Убийство — это дурной поступок, вызывающий страдание и преграждающий путь к просветлению.
• Убийство причиняет величайшее страдание живому существу.
• Насилие и убийство тесно связаны, убийство — крайняя степень насилия.
• Ненасилие (ахимса) является главным правилом религии, так как насилие — это неверие и неэтическое поведение.

Первое Наставление и воздержание от насилия
• Первое Наставление часто трактуется как воздержание от насилия, но лучше понимать его как воздержание от убийства.
• Убийство представляет собой крайнюю форму отрицания одного эго другого и может принимать черты самоотрицания.
• Убийство равносильно отрицанию Золотого Правила, без которого не может быть общества, культуры и духовной жизни.

Золотое Правило и его формы
• Золотое Правило представлено двумя стихами из Дхаммапады: "Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству".
• В негативной форме Золотое Правило звучит как "Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы тебе сделали".
• В положительной форме: "По отношению к другим стоит поступать так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой".

Любовь как положительная форма Золотого Правила
• Любовь - это выход за пределы своего "я" и слияние с мыслями, деяниями или личностью других.
• Любовь требует живого воображения и умения представить себя на месте другого.
• Бодхичарья-аватара описывает этот принцип как "уравнивание себя с другими" и "замещение себя другими".

Сила и любовь
• Сила подразумевает способность применять физическую силу для угнетения другого человека.
• Действие с позиции силы противоположно действию с позиции любви.
• Следование Первому Наставлению означает руководствоваться любовью и уменьшать желание задействовать силу.

Применение силы в Духовной Общине
• Члены Духовной Общины не могут действовать с позиции силы, так как это нарушает единство и солидарность.
• Насильственные действия между членами Ордена являются серьезным нарушением.
• Члены Ордена должны стараться переключаться от применения силы к любви и применять Принцип Любви во всех аспектах жизни.

Результаты следования Первому Наставлению
• Следование Первому Наставлению приводит к вегетарианству, отказу от абортов, заботе об окружающей среде и сопротивлению производству оружия.

Первое Наставление: Ненасилие или Любовь
• Ненасилие или Любовь не имеет ограничений в применении.
• Следование этому принципу может быть как хуже, так и лучше.
• Любовь сильнее силы и способна превозмочь её.

Второе Наставление: Щедрость
• Воздержание от взятия того, что не отдано по доброй воле.
• Присвоение не предлагаемого является формой насилия.
• Любовь и Щедрость различаются: Любовь отдаёт себя, Щедрость — собственность.

Позитивная форма Второго Наставления
• Щедрость в высшем проявлении объединяет дающего, принимающего и дар.
• Щедрость является частью имущественных отношений, основанных на Любви.

Три момента следования Второму Наставлению
• Избегать этического формализма.
• Не отнимать время и энергию у других против их воли.
• Выражать благодарность за добровольные дары.

Долг и Второе Наставление
• Изъятие долга может считаться насилием.
• Не освободившись от долга, нельзя проявлять Щедрость.
• Долг включает задолженность перед друзьями, продавцами и государством.

Требования к членам Ордена
• Будущие члены Ордена должны избавиться от долгов перед вступлением.
• В Ордене не поднимается вопрос о присвоении не предложенного.
• Идеальная форма собственности в Ордене — общественная.

Второе Наставление: Щедрость
• Щедрость и Необходимость Делиться — ключевые принципы Ордена.
• Щедрость не должна подвергаться влиянию обстоятельств и неблагодарности.
• Второе Наставление названо золотым столпом, символизирующим ценность и устойчивость.

Третье Наставление: Спокойствие
• Воздержание от причинения вреда в сексуальной сфере и переживание Спокойствия.
• В медитации половой диморфизм исчезает, человек становится андрогинным.
• Медитация и целомудрие неразрывны, медитация помогает преодолеть половой диморфизм.

Медитация и андрогинность
• Медитация в однополом окружении помогает отдохнуть от сексуальной поляризации.
• Важно не воспринимать себя как мужчину или женщину в абсолютном смысле.
• В ходе череды существований каждый был и мужчиной, и женщиной, возможно, даже божеством.

Идеал духовной андрогинии
• Не стоит путать однополость с идеалом духовной андрогинии.
• Кастрат не является идеалом, несмотря на его кажущуюся андрогинность.

Третье Наставление в христианском искусстве
• Требует преображения, а не отрицания
• Движение от абсолютной идентификации к относительной и преходящей
• Осознание этого помогает глубже понять Третье Наставление

Четвертое Наставление: Правдивость
• Речь важна для передачи информации и развития человечества
• Речь занимает промежуточное положение между телом и сознанием
• Контроль речи важен из-за её влияния на внешний мир

Контроль речи в буддизме
• Речь можно контролировать через внимание и периоды молчания
• Большинство людей нарушают наставления о речи ежедневно
• Воздержание от лживых речей требует правдивости

Значение правдивости
• Неправдивая речь нарушает передачу информации и разрушает общество
• Лжесвидетельство подрывает основы правосудия
• Правдивость важна для духовной жизни и Духовной Общины

Точность в изложении фактов
• Точность в изложении фактов помогает избежать недопонимания
• Пренебрежение Четвертым Наставлением может привести к пренебрежению Седьмым

Вера в правдивость других
• Важно верить правдивым речам других
• Неверие в правдивость других является актом насилия
• Необходимо вырабатывать осознанность и чувствительность ко лжи

Пятое Наставление: Воздержание от грубых речей
• Грубая речь отравляет атмосферу и отражает негативное эмоциональное состояние.
• Доброжелательная речь очищает атмосферу и наполняет энергией.
• Сорадование благим заслугам и утонченная речь важны для создания позитивной атмосферы.

Шестое Наставление: Воздержание от пустых речей
• Пустые разговоры начинаются при встрече двух или трех человек.
• Осмысленная речь проявляется в виде углубленной беседы о Дхарме.
• Приверженность Просветлению проявляется естественным образом в ходе беседы.

Седьмое Наставление: Воздержание от клеветы
• Злобная речь разрушает гармонию и согласие между людьми.
• Примиряющая речь создает гармонию и восстанавливает разобщенность.
• Следование Седьмому Наставлению включает радость от привнесения гармонии.

Восьмое Наставление: Воздержание от алчности
• Алчность связана с желанием присвоить что-то, что не отдано по доброй воле.
• Алчность вызывает разочарование и стресс.
• Позитивная противоположность алчности — Удовлетворенность.
• Медитация помогает устранить алчность через осознание её пагубности.

Девятое Наставление: Воздержание от ненависти
• Ненависть связана с желанием причинить вред.
• Ненависть возникает, когда желание алчности пресекается.
• Позитивная противоположность ненависти — Сострадание.
• Сострадание связано с идеалом Бодхисаттвы.

Десять Столпов Буддизма
• Махаяна подчеркивает важность не отрекаться от чувствующих существ.
• Ненависть и сострадание взаимоисключающи, сострадание противоположно ненависти.
• Медитации, такие как четыре Брахма Вихары и Сорадование благим заслугам, помогают устранить ненависть.

Девятое Наставление
• Девятое Наставление символизирует рубиновый столп, символизирующий готовность Бодхисаттвы пролить кровь ради всех живых существ.

Десятое Наставление
• Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость, является ключевым.
• Ложные воззрения возникают из алчности, ненависти и омраченности.
• Истинное воззрение не является окончательным и временным, а служит средством обретения Просветления.

Примеры ложных воззрений
• Ложные воззрения могут отрицать существование последствий действий, духовных ценностей и общественного порядка.
• Более сложные ложные воззрения делают невозможными высокие формы духовной жизни.

Методы избавления от ложных воззрений
• Медитация помогает устранить неискусные состояния сознания, порождающие ложные воззрения.
• Искренние беседы с членами Духовной общины также способствуют избавлению от ложных воззрений.

Мудрость как результат
• Избавление от ложных воззрений приводит к проявлению Мудрости.
• Мудрость не выражает исключительно истинные воззрения, но может использовать их для общения с Дхармой.

Современные вызовы
• В современном мире необходимо осознать влияние ложных воззрений на мышление и выражение.
• Ложные воззрения усиливают неискусные состояния сознания, если не устранены радикально.

Обсуждение духовных проблем
• Важно руководствоваться Истинными Воззрениями и Мудростью при обсуждении духовных проблем.
• Обсуждение должно проводиться на языке буддизма, даже если он совпадает с языком других философов.

Десять Наставлений как столпы буддизма
• Десять Наставлений представляют собой столпы буддизма, сделанные из различных драгоценных материалов.
• Эти столпы поддерживают величественное сооружение Дхармы.

Метафоры и образы
• Десять Наставлений можно представить как лепестки цветка, где Медитация - тычинка, а Мудрость - семя.
• Эти образы разрушаются, так как мы сами являемся этими столпами и куполом.

Значение Десяти Наставлений
• Следование Десяти Наставлениям оказывает большое влияние на нас и других.
• Это лучший способ отпраздновать шестнадцатую годовщину Ордена Триратна.

Призыв к действию
• Необходимо приложить все усилия для укрепления и поддержания Десяти Столпов буддизма.

Десять Столпов Буддизма

      Десять Столпов Буддизма

      Предисловие

      Об авторе

      Введение

  1. Связь между Прибежищами и Наставлениями
  2. Канонические источники Десяти Наставлений
  3. Десять Наставлений и полная трансформация
  4. Десять Наставлений как принципы этики
  5. Десять Наставлений как правила практики
  6. Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
  7. Десять Наставлений и другие этические нормы
  8. Десять Наставлений и образ жизни
  1. Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
  2. Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
  3. Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
  4. Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
  5. Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
  6. Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
  7. Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
  8. Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
  9. Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
  10. Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость

Читать на PDF