Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
В палийских текстах часто встречается ситуация, где Будда перечисляет 32 вида легкомысленной, бесполезной, пустой и лишенной смысла речи, искушению пользоваться которой его последователи не должны поддаваться. И две с половиной тысячи лет спустя, благодаря радио, телевидению и прессе, таких видов можно насчитать, как минимум, тридцать две тысячи, и сейчас как никогда важно помнить о принципе, по которому этот список создается, то есть, о принципе воздержания от пустословия, а в позитивной форме – Осмысленности речи.
Речь может быть осмысленной, только если осмысленной является сама жизнь, а жизнь становится осмысленной, только при наличии четкой цели. Для буддиста такой целью является Просветление, а это означает, что для буддиста осмысленной речью будет являться разговор о Дхарме, поскольку Дхарма – путь к достижению Просветления. На самом деле, речь не столько о Дхарме, как способе достижения Просветления, сколько о «Дхарме» в качестве обобщения всех доктрин и методов, воззрений и ритуалов, которые помогают нам продвигаться к Трансцендентальному. Дхарма – это все, что помогает нам развиваться как личности, но без излишнего индивидуализма, поскольку истинное развитие личности состоит из двух видов действий – в отношении себя и других.
Таким образом, Осмысленная речь – это не просто формальные разговоры о Дхарме, и тем более не «набожные речи» (как иногда переводят палийский термин «дхамма-катха»), а беседы о средствах достижения Просветления или обо всем, что помогает нам в личностном развитии. Более того, Осмысленная речь сама по себе является одним из средств достижения Просветления, если она проявляется в виде углубленной беседы двух или более людей, посвятивших себя идеалу Просветления или обратившихся к Прибежищу.
Тот факт, что речь должна быть Осмысленной, вовсе не означает, что при каждом удобном случае нужно привносить в беседу тему буддизма, подобно одному из персонажей рассказа Честертона, который, о чем бы ни шел разговор, умудрялся свести его к рассуждениям о римско-католической церкви. Факт приверженности идеалу Просветления проявится естественным образом в ходе беседы, и речь станет Осмысленной без каких-либо дополнительных усилий. Однако это произойдет только при условии непрерывного осознания этой своей приверженности или цели своего существования вообще, также направления, в котором движется разговор, равно как и общей атмосферы вокруг него. Пустые разговоры могут начаться при любой встрече двух или трех человек, и если не оставаться постоянно настороже, чистое серебро Осмысленной речи очень быстро окислится под влиянием ядовитого дыхания одной или более форм речи Бессмысленной.
Осмысленная речь – столп из серебра. Он серебряный не только потому, что может темнеть без периодической полировки осознанностью, но также и потому, что как и золото, серебро гибко и податливо, и способно принимать такое же множество форм, как и Дхарма. Также, подобно золоту, серебро является общепризнанным эквивалентом при обмене, в данном случае – обмене духовными ценностями в ходе искреннего общения.
Десять Столпов Буддизма
- Связь между Прибежищами и Наставлениями
- Канонические источники Десяти Наставлений
- Десять Наставлений и полная трансформация
- Десять Наставлений как принципы этики
- Десять Наставлений как правила практики
- Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
- Десять Наставлений и другие этические нормы
- Десять Наставлений и образ жизни
- Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
- Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
- Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
- Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
- Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
- Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
- Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
- Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
- Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
- Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость