Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
Злобная речь, от которой Седьмое Наставление требует воздерживаться, является по-своему разрушительной, так же как Примиряющая речь, являя собой ее позитивную противоположность, создает гармонию также по-своему. Злоба являет собой неприязнь, ненависть или злую волю, а злобная речь, в самом широком ее понимании, – это слова, которые такими неискусными состояниями сознания вызываются. В контексте Седьмого Наставления, в качестве объекта неприязни, ненависти или злой воли, рассматривается состояние единства, согласия и дружественности между двумя или более людьми. А злобная речь привносит, причем намеренно, в отношения разобщенность, разногласия и взаимную неприязнь. Именно поэтому, термин писунавача иногда переводят не как «злобная речь», а как «клевета» или «навет».
Истинная природа Принципа Воздержания от Злобной речи или Гармоничной речи, замечательно преподносится в эпизоде наставления Буддой серебряных дел мастера, Чунды, о котором уже упоминалось. Описывая человека, который отбросил клевету и продолжает воздерживаться от нее, Будда говорит следующее:
Когда он слышит что-то в одном месте, он не повторяет это в другом, чтобы не вносить раздор между людьми;
Когда он услышал что-то здесь, он не повторяет это там,
чтобы не вносить раздор между людьми.
Раздор, и как следствие – разобщенность, часто привносится третьей стороной, сознательно нагнетающей конфликт, сообщая двум людям или двум группам людей, что о них предположительно говорила противная сторона в их отсутствие. Иногда это несомненная клевета, однако, гораздо чаще передают действительно сказанное, но вырвав из контекста или подтасовав факты. Человек действительно соблюдающий Седьмое Наставление, должен воздерживаться от такого скользкого поведения. «Так он собирает разобщенных и восстанавливает гармонию». Другими словами, если даже согласие между людьми и было нарушено, гармония может восстановиться и сама, если посторонние не станут вмешиваться со своими версиями. Гармония вызывает в Нем блаженство и восторг, Он вдохновенный ее сторонник.
Слова Будды очень сильны. Следование Седьмому Наставлению означает не только воздержание от злобных речей – должна присутствовать также радость от привнесения гармонии, от произнесения «речей, создающих гармонию», говоря человеку, к примеру, что его друг хорошо отзывался о нем или защищал от критики. Очевидно, что положительная противоположность Воздержания от Злобных речей – не столько Гармоничная, сколько Гармонизирующая речь, то есть слова, трансформирующие раздор в гармонию или поднимающие уже наметившуюся гармонию до нового, более высокого, уровня. Применимость вышесказанного к Духовной Общине несомненна.
Седьмое Наставление – столп опаловый. Он сооружен из опала или, как его называют, драгоценного или благородного опала, потому что он способен собрать все цвета радуги в единый луч, так же, как Принцип Воздержания от Злобных речей или Гармоничная (Гармонизирующая) речь собирает разных людей в единое общество или общину.
Десять Столпов Буддизма
- Связь между Прибежищами и Наставлениями
- Канонические источники Десяти Наставлений
- Десять Наставлений и полная трансформация
- Десять Наставлений как принципы этики
- Десять Наставлений как правила практики
- Десять Наставлений как «Мула Пратимокша»
- Десять Наставлений и другие этические нормы
- Десять Наставлений и образ жизни
- Принцип воздержания от убийства живых существ, или Любовь
- Принцип воздержания от взятия того, что не отдано по доброй воле, или Шедрость
- Принцип воздержания от причинения вреда в сексуальной сфере, или Спокойствие
- Принцип воздержания от лживых речей, или Правдивость
- Принцип воздержания от грубых речей, или Доброжелательная речь
- Принцип воздержания от пустых речей, или Осмысленность
- Принцип воздержания от клеветы, или Примиряющая речь
- Принцип воздержания от алчности, или Удовлетворённость
- Принцип воздержания от ненависти, или Сострадание
- Принцип воздержания от ложных воззрений, или Мудрость