Дхарма: энергия или вирья
Как мы увидели, рассматривая вирью как один из семи факторов Просветления, Шантидева определяет ее в «Бодхичарья-аватаре», «Руководству по пути Бодхисаттвы», как «энергию следования благому»106. Энергия в обычном смысле слова – например, в применении к людям, которые танцуют всю ночь или жадно стремятся к обладанию деньгами и властью, – это отнюдь не вирья. Вирья – это энергия, направленная на достижение цели, нирваны.
Вирья может быть двух видов – объективная и субъективная. Объективный аспект вирьи заключается в том, что мы делаем что-то на благо других, то, что может подразумевать определенную долю усилий, беспокойства и даже трудностей. В субъективном смысле это, в применении к содержанию нашего собственного ума, соответствует самьяквьяяме, правильному усилию или Совершенному усилию, шестой ступени Благородного восьмеричного пути. Правильное усилие состоит из «четырех великих усилий»: во-первых, усилия по устранению неискусных состояний ума; во-вторых, предотвращения возникновения неискусных состояний, которые еще не возникли; в-третьих, в поддержании уже присутствующих искусных состояний ума; в-четвертых, в привнесении искусных состояний ума, которые еще не возникли. Таково четырехсоставное правильное усилие107. Это стремление устранить все неискусные состояния ума, все состояния, которые коренятся в жадности, ненависти, замешательстве или заблуждениях, и развивать все искусные состояния, корнем которых является любовь, щедрость и мудрость.
Оба эти аспекта вирьи, субъективный и объективный, нуждаются в развитии, как не уставал повторять сам Будда. В его проповедях довольно часто затрагивается вопрос о важности поддержания движущей силы практики. Можно сделать вывод, что он, должно быть, замечал в своих учениках склонность время от времени пускать все на самотек, останавливаться в своих усилиях и топтаться на месте.
Есть одна довольно захватывающая история из рассказов-джатак, которую, несомненно, стоит рассказать в подробностях, для того, чтобы пробудить энергию, которая начинает ослабевать. Джатаки – это собрание историй о различных деяниях будущего Будды в его предыдущих жизнях, как в облике человека, так и в животных обличьях. Это своего рода буддийский фольклор. В этой истории появляется бог Индра, который, путешествуя, попадает на берег большой реки, настолько широкой, что он едва видит противоположный берег. У самой кромки воды он обнаруживает белку, которая ведет себя довольно необычным образом. Она снова и снова опускает свой большой пушистый хвост в воду, а затем поднимает его и разбрызгивает воду на сухую землю.
При виде этого царю богов становится любопытно, и он говорит белке: «Чем это ты занимаешься?» И белка довольно бодро отвечает: «Я хочу опорожнить реку и вылить всю ее воду на сухую землю». Конечно, Индру совершенно ошеломляют подобные амбиции: «Глупое создание, ты действительно думаешь, что можешь справиться с подобной задачей?» Но белка смотрит на него, нимало не смутившись: «Конечно, это просто вопрос времени». Индру это очень впечатляет, и Будда комментирует это, говоря, что да, возможно, нам кажется, что дело движется очень медленно, и мы не слишком далеко продвинулись, но если мы будем продолжать достаточно долго, можно достичь чего угодно.
Если мы продолжим укладывать кирпич за кирпичом, можно выстроить дом. Если мы продолжим читать страницу за страницей, рано или поздно мы достигнем мастерства в определенном вопросе. Если мы продолжим регулярно, день за днем, заниматься практикой медитации, состояние нашего ума полностью изменится. На самом деле только так и можно достичь успеха в подобных вещах – упорством и настойчивостью. Может быть, с каждым мгновением, даже с каждым днем мы продвигаемся столь не значительно, что это кажется пустой тратой времени. Но именно так мы достигаем успехов в духовной жизни: регулярными, упорными, долговременными усилиями.
Однако, вне всякого сомнения, подлинная энергия может, подобно другим способностям, превратиться в то, что не слишком способно помочь нам. Она может стать беспокойством: энергией в стремлении не к благу, а ко всему, что избавит нас от нашего опыта себя, всего, что отвратит нас от нашей высшей задачи. Если мы не можем успокоиться, если нам все время хочется быть в движении, в рывке, быть чем-то занятым – чем угодно – то это не энергия, а невротическая неспособность усидеть на месте, невротическое стремление избежать какой бы то ни было расслабленной внимательности к тому, что есть перед нами. В результате наша деятельность становится беспокойной, возбужденной и хаотичной, в то время как реальная энергия расслаблена, легка в управлении и течет плавно. Реальная энергия обретается, когда мы не позволяем своей энергии оставаться односторонней – короче говоря, когда мы уравновешиваем ее духовной способностью самадхи.
Модель Буддийской жизни и работы
Модель Буддийской жизни и работы
Вера или шраддха
Мудрость или праджня
Энергия или вирья
Однонаправленность ума
Внимательность
Взращивание пяти духовных способностей
Сангхаракшита - что такое Дхарма?
Что такое Дхарма?Об авторе - Сангхаракшита
Предисловие издателя
Введение
Основополагающая истина
Динамика бытия
Текстура реальности
Нирвана
Тайна пустоты
Гравитационное притяжение
Спиральный путь
Запредельный восьмеричный путь
Модель Буддийской жизни и работы
Трехчленный путь: нравственность
Трехчленный путь: медитация
Трехчленный путь: мудрость
Космическое значение идеала Будды
Примечания