Новости

05.09.2024 14:37:47

Буддийская медитация онлайн

Бесплатное введение в буддийскую медитацию онлайн

Читать дальше …

29.08.2024 14:43:48

Медитация буддийской традиции с поющими чашами

АДРЕС: ул. Павловская, д.18 / 2 Этаж, м.Тульская 5 мин пешком, центр Открытый мир, г. Москва.

Читать дальше …

29.08.2024 14:36:10

Введение в буддизм онлайн

Бесплатное введение в буддизм онлайн

Читать дальше …

13.06.2024 16:27:43

Введение в буддизм в Москве

Время, дата и место проведения будут подтверждены в ближайшее время

Читать дальше …

12.06.2024 21:38:01

Буддийская медитация в Москве

Занятия буддийской медитации находятся в центре «Открытый Мир», г. Москва

Читать дальше …

09.01.2018 15:00:00

Видео как научиться медитировать

Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?

Читать дальше …

Будда: обусловленное совозникновение: двенадцать звеньев

Как и другие индийские традиции, буддизм учит тому, что известно широкой публике как перерождение. Однако в буддийских текстах используется гораздо более точный термин пунарбхава (новое становление), и в них процесс перерождения описывается более детально и сложно, а описание метафизических вопросов становится гораздо более доскональным, чем в писаниях других школ. Двенадцатичленная пратитья-самутпада – это, как мы уже рассмотрели, применение принципа обусловленности к жизням так называемой личности в соответствии с результатами кармы, которая передается от рождения к рождению. Цель подобного применения двойственна. Во-первых, посредством указания на определенную последовательность конкретных примеров позволяет ученику развить более ясное проникновение во вселенский закон непостоянной и обусловленной природы всех явлений. Во-вторых, показывая, как рождение, старение, болезни, смерть и остальные страдания, присущие феноменальному существованию, возникают в зависимости от условий, как в отсутствие этих условий они прекращаются, этот пример предлагает нам доступное объяснение человеческого страдания и указывает на путь выхода из мирского в запредельное, из оков сансары – в состояние совершенной свободы, то есть Нирваны.

 

Но почему перечисляется двенадцать нидан? Можно ли расширить или сократить это число, или их всегда должно быть двенадцать? Как мы попытались объяснить в разделе 11, когда обращались к альтернативным пятичленным и десятичленным формулировкам, пратитья-самутпада – это, по сути, общий принцип обусловленности, а не какая-то особая последовательность условий внутри того или иного феномена. Факторы, обуславливающие жизнь человека в любой момент времени, бесчисленны. Двенадцать нидан, признаваемых всеми буддийскими школами как великой, так и малой колесницы, в качестве стандартного способа применения закона обусловленного совозникновения к процессу рождения и смерти личности – не что иное, как выбор из факторов, действующих на определенных этапах этого развития, тех, которые первостепенны в определении следующего этапа. Если принцип, управляющий выбором, на первый взгляд не очевиден, если наше слишком поверхностное изыскание создает у читателя впечатление, что факторы выбраны более или менее произвольно, позвольте напомнить ему, что выбор был сделан сверхчеловеческим разумом Будды. Представляя собой вовсе не чисто теоретический интерес и ценность, двенадцатичленная пратитья-самутпада двадцать пять столетий была для миллионов человеческих существ философией жизни и служила методологической основой буддийской реализации.

 

В качестве примера популярности и важности этой формулировки можно отослать читателя к ее иконографическому изображению в тибетском буддизме. На стене при входе в каждый тибетский монастырь изображена картина так называемого «Колеса жизни», или, если быть более точным, «Колеса Становления» (бхавачакры). Колесо, которое крепко держит в своих когтях демон Непостоянства, чьи клыкастые челюсти нависают над верхом, а хвост рептилии виден снизу, разделено пятью или шестью спицами на соответствующее количество частей. В самой верхней части изображены небесные обители богов, во второй части – измерение асуров (титанов), в третьей – царство зверей, в четвертой, нижней части– холодные и горячие ады, в пятой – обитель прет, существ с горшковидными животами и тончайшими, как ушко иглы, глотками, а в шестой и последней части – мир людей. Во втулке колеса кусают друг друга за хвосты петух, змея и свинья, символы жадности (лобха), гнева (двеша) и неведения (моха). Вокруг обода, разделенного на двенадцать частей, нарисована серия картин, каждая из которых изображает одно из двенадцати звеньев обусловленного совозникновения. Если перечислять их по часовой стрелке, они таковы: неведение (авидья), слепой человек с палкой; кармические формации (самскары), гончар с кругом и горшками; сознание (виджняна), обезьяна, карабкающаяся на цветущее дерево; «имя-и-форма» (нама-рупа), лодка (тело) с четырьмя пассажирами (четырьмя совокупностями ума), один из которых (сознание) гребет; шесть органов чувств (садаятан), пустой дом; контакт (спарша), мужчина и женщина в объятьях друг друга; ощущение или чувство (ведана), человек со стрелой в глазу; жажда или страстное желание (тришна), женщина, предлагающая питье сидящему мужчине; цепляние (упадана), человек, срывающий плод с дерева; становление (бхава), беременная женщина; рождение (джати), женщина в родах, и, наконец, старение и смерть (джара-марана), которые символизирует человек, несущий труп на площадку для сожжения. Подталкиваемые жадностью, гневом и неведением, мирские существа «перерождаются» в шести сферах феноменального существования в соответствии с законом обусловленного совозникновения.

 

Еще одно указание на то, что двенадцать звеньев или причинных этапов ни в коей мере не рассматриваются как исчерпывающие, содержится в том факте, что, согласно старейшему традиционному объяснению, общему для всех школ, эти звенья касаются не одной, а трех жизней. Первое и второе звено принадлежат к последнему рождению, одиннадцатое и двенадцатое – к следующему, а остальные – к текущей жизни. Следовательно, каждое существование можно рассматривать как обладающее двумя, восемью или второй парой из двух причинных этапов, если рассматривать его как прошлое, настоящее или будущее. Таким образом, если совместить три соответствующих раздела, каждую жизнь можно рассматривать как состоящую из двенадцати звеньев или причинных этапов, а три жизни – из тридцати шести, где каждое звено встречается трижды.

 

Хотя неведение перечисляется первым, его нельзя на этом основании считать абсолютным источником, абсолютным первоначалом личности. Не имеет этот факт и космологического значения. Об ободе колеса нельзя сказать, что он начинается в какой-то определенной точке: он непрерывен. Таковы и двенадцать звеньев в «цепи» обусловленного совозникновения. Перечисление всего ряда может начаться с любого звена.

 

В зависимости от того, какое звено упоминается первым, ряд можно рассматривать четырьмя способами: в прямом порядке (анулома), когда мы переходим от причины к следствию; в обратном порядке (пратилома), от следствия к причине, позитивно, когда существование причины определяет наличие следствия или когда существование следствия рассматривается в зависимости от существования причины; негативно, когда в силу отсутствия причины не создается следствия или когда отсутствие следствия рассматривается как результат отсутствия причины. (Поскольку в английском языке не существует единого слова для «обусловленной вещи», мы используем в качестве соответствия причину и следствие. Но под причиной нужно понимать причинное основание или условие, а не причину в строгом западном философском понимании)1.

 

1) Авидья (авидджа на пали), «первая» из двенадцати нидан, – это неведение в смысле духовной неосознанности. Хотя у запредельного, находящегося за рамками всех определений, нет противоположности, с мирской точки зрения неведение можно рассматривать как антитезу бодхи. Следовательно, поскольку Просветление и Высочайшая Мудрость – цель пути ученика, состояние неведения, полностью лишенное бодхи, с методологической точки зрения является отправной точкой всего учения. Авидья позитивна и негативна одновременно. Мирской человек не только не просветлен, он придерживается ложных воззрений относительно природы феноменального существования, которые противоположны верным воззрениям, которых придерживаются Благородные. Он видит обусловленное как необусловленное, представляет ноумены там, где есть только феномены, видит непостоянное как постоянное, болезненное как приятное, а нечистое – как чистое. Он – либо этерналист (сасватавадин), либо аннигиляционист (уччхедавадин). Он может верить в существование Бога и души, верить в чудодейственную силу молитвы и умерщвления плоти, крепко держаться за ложные представления о том, что определенные внешние действия, к примеру, омовение в «священных» реках и определенные этические предписания, к примеру, раздача милостыни, сами по себе обладают духовной ценностью. Мы видели, что концептуальное содержание бодхи можно по-разному сформулировать интеллектуально. Подобно этому, авидья – это не только состояние общего отсутствия мудрости, это, если быть более точным, неведение относительно доктрины обусловленного совозникновения, Четырех благородных истин и других основных принципов буддизма, и схоластически оно всегда определяется именно так.

 

2) Отношение между авидьей и самскарами (санкхарами на пали), второй из нидан, принадлежащих к «предыдущему» рождению, можно сравнить с тем, что существует между состоянием опьянения, которое заставляет человека забыть о себе, и иррациональными действиями, которые он совершает в подобном состоянии. Самскара буквально означает «подготовка, оформление», и в современном языке это слово переводили многочисленными эквивалентами, ни один из которых не подходит полностью. В прикладном смысле «совокупности» это означает условия, необходимые для того, чтобы привести к определенному результату, в данном случае – это совокупность условий ума, которые, согласно закону кармы, ответственны за создание первого момента сознания в «новой» жизни. По сути, это волевые акты, связанные с определенным состоянием ума или сознания, и по этой причине многие комментаторы определяли их как карма-четана, «волевое действие». Это волевое действие может быть телесным, речевым или чисто умственным. Оно может быть как накапливающим заслуги, в том смысле, что возникает в связи с «чистыми» состояниями ума и приводит к «благому» перерождению, так и недобродетельным, если возникает в связи с «нечистыми» состояниями сознания и приводит к «дурному» перерождению. Волевые действия, ассоциируемые с нравственно нейтральными состояниями ума Архата, не являются условиями, приводящими к перерождению в любой из сфер феноменального существования.

 

3) В зависимости от кармических формаций «предыдущих» рождений возникает третье причинное звено, виджняна (виньянана пали) или сознание, первое из причинных звеньев, принадлежащих к «настоящему» существованию. В отличие от современной биологической науки, буддизм учит, что в дополнение к физической наследственности существует наследственность чисто психическая. Зачатие происходит лишь при стечении трех необходимых факторов: когда совокупляются отец и мать, когда у матери подходящее время и когда есть «существо», готовое к перерождению. Под «существом» здесь подразумевается последний момент сознания, принадлежащий к «предыдущему» рождению. Зачатие не происходит, несмотря на наличие остальных факторов, когда нет «совокупностей», которые «готовы» или «приготовились» к физическому наследованию, родительству, окружению и так далее, ко всему, что соответствует рождению у таких-то родителей. Между прекращением последнего момента сознания, принадлежащего к последнему рождению, и возникновением первого момента сознания в текущем рождении, согласно современной Тхераваде, нет промежутка.

 

Что перерождается? Сказать, что перерождается «существо», тождественное недавно умершему, было бы крайностью этернализма. Сказать, что они не тождественны, было бы нигилизмом. Избегая этих двух крайностей, Будда учит Срединному Пути, а именно, учению об обусловленном совозникновении: «Если есть это, появляется и то, из возникновения этого возникает и то (и так далее)». Перерождение происходит, но в реальности никакого «существа» не перерождается. Поскольку этот случай применения пратитья-самутпады к процессу перерождения слишком противоречит нашей глубоко укорененной привязанности к постоянной индивидуальности, он становится одной из самых трудных идей для восприятия среди всех буддийских учений. Его нельзя понять даже интеллектуально без тщательного и беспристрастного изучения и определенного опыта медитации.

 

Кармически нейтральное сознание (випака), возникающее как результат, начинает функционировать в момент зачатия и составляет сознание глаза, уха, носа, языка и тела, а также определенные связанные с ними феномены ума.

 

4) В зависимости от этого сознания (виджняны) возникает нама-рупа (это одинаково звучит на пали и санскрите), под которой подразумевается физическое тело, рупа (поначалу эмбриональное), и оставшиеся три умственные (нама) «кучи» или скандхи (кхандхи на пали): чувство или ощущение (ведана), восприятие или самджня (санья на пали), а также волевые действия (самскары). Скандха сознания (виджняна), поскольку она называется как «причина», не может быть перечислена в ряду «следствий». Это деление на пять «совокупности», одну материальную и четыре умственных, первостепенно в буддийском анализе так называемой личности человека. Это первый шаг в аналитическом наступлении на «ноумены». Следовательно, на четвертой причинной стадии в зависимости от сознания возникает «психофизический организм» в целом. Несколько более детальное описание пяти скандх будет дано в разделе 18.

 

5) В зависимости от нама-рупы возникает садаятана (салаятана на пали), шесть «основ», то есть пять физических органов чувств и ум (виджняна), который считается органом восприятия объектов ума. Стоит отметить, что здесь «основа ума» подразумевает различные типы сознания, представленные виджняна-скандхами, которые, не перечисляясь в последнем причинном звене, вновь появляются в этом. На первый взгляд простая формула пятой ниданы скрывает чрезвычайно сложную сеть условий. Нама и основа ума, нама и пять основ физических органов чувств, рупа и основа ума, рупа и пять основ физических органов чувств взаимодействуют различными способами. Можно возразить, что сознание (виджняна) существовало еще с третьей причинной стадии, и нельзя, не впадая в противоречие, утверждать, что оно возникает на пятом этапе. Однако это возражение было бы верным, только если бы нас заботила не обусловленность, а причинность. Согласно тхеравадинской традиции, существует двадцать четыре вида условий. Условия, в зависимости от которых возникает виджняна как основа ума на третьей причинной стадии, отличаются от тех, в зависимости от которых она возникает на пятой. Следовательно, при близком рассмотрении мы находим не противоречие, а лишь еще одно свидетельство глубины и сложности этой доктрины2.

 

6) В зависимости от садаятаны возникает спарша (пхасса на пали), контакт или впечатление, шестая нидана, которая подразделяется на шесть видов (контакт глаза, уха и так далее), и каждый вид состоит в комбинации органа, объекта и впечатления. Это элементарная психология, которая доступна даже тем, кто озабочен лишь мирскими вещами. Лишь одно нуждается в комментарии. Буддийская психология рассматривает сознание (виджяну), с определенной точки зрения, как орган чувств (манаятана), со своими собственными объектами ума или дхармами (еще одно применение этого многозначного слова). Следовательно, говорится также о контакте ума или впечатлении, производимом их взаимным столкновением.

 

7) В зависимости от спарши возникает ведана (так же на пали), ощущение или чувство. Подобно последней нидане, ведана шестичленна по отношению к месту возникновения: рождается из контакта глаза, уха и так далее. Каждый из этих шести видов может быть приятным, нейтральным или болезненным. Возникнув, подобно шести «основам» и контакту, одновременно с сознанием, с которым оно нераздельно связано, ощущение в седьмой нидане обуславливается не посредством одновременности, а в качестве кармического результата.

 

8) В зависимости от кармического результата веданы возникает тришна (танха на пали), голод и жажда, стремление к возбуждению, лихорадка неудовлетворенного влечения. Это пламя желания, которое полыхает неудовлетворенным от рождения к рождению и навсегда угасает в прохладных водах Нирваны. Интересный комментарий к этому слову приводится в «Палийско-английском словаре» Общества палийских текстов:

 

«Образ («жажды») силен, и слово «танха» главным образом используется в поэзии или в прозаических отрывках, преисполненных религиозного пыла. Оно редко используется в философии или психологии».

 

То, что Будда использует скорее поэтическое, нежели научное выражение для восьмой ниданы, не случайно. Тришна – это нездоровая эмоциональность в самой страстной и сильной форме, и метафора дает более яркое и доступное воображению указание на ее природу, чем определение. Шесть объектов страстного желания – это пять физических чувственных объектов и идеи, объект органа ума. Его три модуса – это кама-тришна, когда влечение к определенной форме, звуку и так далее возникает вместе с жаждой чувственного удовольствия (кама); бхава-тришна, когда оно возникает в связи с ложным верованием в вечное личное существование (бхава) или теологическими догмами, к примеру, о «бессмертной душе», и вибхава-тришна, когда оно связано с ложным воззрением о том, что личность уничтожается в момент смерти. Как мы увидим позже, ниданы бывают двух видов: принадлежащие к кармическому процессу (карма-бхава) и принадлежащие процессу перерождения (утпатти-бхава). Пять нидан от сознания до ощущения представляют процесс перерождения в текущей жизни, будучи результатами процесса кармы, запущенного в предыдущем существовании, они этически нейтральны. Однако с тришны начинается кармический процесс текущей жизни, от запуска которого зависит процесс перерождения в будущем существовании. По этой причине восьмая нидана предстает также в виде второй Благородной истины, Истины об Источнике страданий.

 

«Каков, он монахи, источник страданий? Это то страстное желание, которое дает начало каждому новому перерождению и связано с удовольствием и похотью, то здесь, то там находит все новое удовольствие»

(«Дигха-никая», 22).

 

Переход от ощущения к цеплянию, от пассивного чувства к активному желанию – тот психологический факт, который определяет все мифы о Падении Человека с небес на землю, от блаженного к жалкому состоянию и сфере существования. Промежуток между этими двумя ниданами – это поле духовной битвы, и ощущать чувства, следя за желаниями, – это та победа над собой, которую Будда провозгласил более великой, чем покорение тысяч людей в тысячах времен. Согласно широко известному образу, страстное желание – это ядовитая стрела, увязшая в сердце ученика, которую нужно вытащить, прежде чем вернуть его к состоянию совершенного духовного здоровья, святости, то есть Нирваны.

 

9) Если эта стрела останется на месте, неизбежно последует следующий причинный этап: в зависимости от тришны возникает упадана, цепляние, хватание или привязанность. Она может быть четырех видов: привязанность к чувственным удовольствиям (кама), к дришти (дритти на пали) или «воззрениям», чисто «метафизическим» спекуляциям, беспочвенным верованиям, безосновательным мнениям, догмам, к этике (шила) и внешним предписаниям (врата) ради самих себя, и к ложной вере в существованиеноуменального остатка в феноменах (атмавада), особенно в форме души, самости или эго, отдельных от феномена «личности». (Большое значение приписывается на этой причинной стадии различным видам «интеллектуальной» привязанности – всем тем разновидностям «изначального» основного неведения, которое лежит в основе всего процесса сансары: это подчеркивает огромную важность Верных Воззрений, Истинного Учения или, другими словами, верного теоретического и интеллектуального понимания Дхармы. Просто «хорошее поведение» не позволит нам освободиться от круга рождений и смертей.)

 

10) В зависимости от упаданы возникает бхава (на пали бхава), «становление», в смысле жизни или перерождения в какой-нибудь «сфере» или «уровне» феноменального существования. Согласно разделению, принятому в этой нидане, этих уровней три: уровнь желания (кама), состоящий в рождении в качестве титанов, животных, людей, обитателей ада, голодных духов и богов низших небесных измерений; уровнь формы (рупа), жизнь в промежуточных небесах, и уровнь бесформенного существования (арупабхава), заключающегося в перерождении на вершине пирамиды феноменального существования, в высочайших небесных обителях. Поскольку внутри каждой индивидуальной жизни, независимо от уровня, есть двойной процесс волевых актов, приводящих к перерождению (четана), и кармических результатов (випака) в ментальных и физических феноменах, о бхаве также говорится, что она двухчленна, поскольку состоит из кармического процесса (карма-бхава) и процесса перерождения (утпатти-бхава). Этот термин также употребляется для обозначения зачатия, поскольку на десятом причинном этапе начинается «будущая» жизнь.

 

11) В зависимомти от бхавы (в значении карма-бхавы: будучи результатом, процесс перерождения не действует в качестве причины) возникает джати, или рождение, которое здесь понимается не в смысле настоящих родов, но – в случае существ человеческого вида и большинства других млекопитаемых – одновременного возникновения пяти скандх, тела, ощущения, восприятия, конструктивного волевого акта и сознания, в утробе матери.

 

12) В зависимости от джати возникает джара-марана, упадок-и-смерть, вместе с печалью, стенаниями, болью, муками и отчаянием. Здесь связь очевидна. «Так, – то есть посредством всех этих двенадцати причинных этапов, – возникают все страдания», как передается это в канонической формуле всего ряда звеньев.

 

Теперь Колесо Становления совершило одно полное обращение. Ниданы от неведения до упадка-и-смерти перечислены нами позитивно в прямом или последовательном порядке. Важный факт – что человек прикован к феноменальному существованию не в силу судьбы, случая или воли бога-творца, а в результате человеческих волевых действий - теперь стал ясен.

 

Секрет оков – одновременно секрет освобождения. Применив силу, более мощную, чем ненависть, чем желание, чем само неведение, можно развернуть Колесо Становления в противоположном направлении. Ниданы можно перечислить в негативном аспекте в обратном порядке: от прекращения рождения – к прекращению упадка-и-смерти, от прекращения становления – к прекращению рождения, от прекращения привязанности – к прекращению становления, от прекращения страстного желания – к прекращению привязанности, от прекращения ощущения – к прекращению страстного желания, от прекращения контакта – к прекращению ощущения, от прекращения шести основ – к прекращению контакта, от прекращения имени-и-формы – к прекращению шести основ, от прекращения сознания – к прекращению имени-и-формы, от прекращения конструктивных волевых актов – к прекращению сознания, от прекращения неведения – к прекращению волевых актов. «Так, – как победоносно гласит старинный текст, – прекращаются все страдания».

 

Много Домов Жизни

Удерживали меня – всегда ищущего того, кто выковал

Этиоковычувств, чреватыегорем.

Печальна была моя непрестанная борьба!

Но теперь

Ты, Строитель этого шатра, ты!

Я знаю тебя! Никогда ты не построишь вновь

Этих стен мучений,

Не поднимешь стропил обмана,

Не положишь свежих балок на глину.

Разрушен твой дом, и сломана распорка!

Поэтому я в безопасности – я обрел освобождение3.

 

1 Тхеравадинские труды основываются на том способе, которым каждое из двадцати четырех условий (паччая) каждого из двенадцати звеньев связаны с последующими.

2 «Руководство по Абхидхарма-Питаке» Ньянатилоки, Коломбо, 1975, с. 165, содержит дальнейшую информацию по этому и другим вопросам.

3 «Победная песнь» Будды, «Дхармапада», 153-154, «Свет Азии», кн. 6.

Обзор буддизма: Будда и буддизм

Обзор буддизма: Будда и буддизм, Сангхаракшита.

  1. Обзор буддизма: Будда и буддизм
  2. Появление буддизма
  3. Изучение Дхармы: методы и материалы
  4. История против традиции – Универсальный контекст буддизма
  5. История против традиции – Космологическая перспектива
  6. Линия Просветленного
  7. Будда Гаутама: его величие и роль
  8. Историческая уникальность Дхармы
  9. Невыразимая Нирвана
  10. Обвинения в нигилизме
  11. Позитивный аспект Нирваны
  12. Сущность Просветления
  13. Истинная природа всех дхарм
  14. Обусловленное совозникновение: двенадцать звеньев
  15. Сансара и Нирвана
  16. Четыре благородные истины
  17. Трехчленный Путь – Срединный Путь – Нравственность
  18. Трехчленный Путь – Срединный Путь – Медитация
  19. Трехчленный Путь – Срединный Путь – Мудрость и идеал Архата
  20. Основания буддизма: ранние школы

Скачать бесплатно книгу на PDF: «Обзор буддизма: Будда и буддизм»